Одухотворяя металл. Звонари Сибири встретились в Белокурихе

Настроение утра – чистота. Пушистый снег на куполах Пантелеимоновского собора, светлые лица собравшихся. Чистые, звонкие, наполненные радостью голоса колоколов. Проникнуться этой радостью, слушая колокольные звоны в исполнении мастеров-звонарей, попробовать самим освоить звонарское искусство – такая возможность была у жителей и гостей Белокурихи 24 ноября. В городе прошел праздник колокольного звона с участием звонарей Сибири.

Уникальное для Белокурихи мероприятие состоялось благодаря, прежде всего, иеродиакону Роману Огрызкову, старшему звонарю Свято-Данилова монастыря (Москва).  Поправляя здоровье в Белокурихе, отец Роман помог организовать это событие.

– В Новосибирске есть большой колокольный центр, куда приходит много людей, интересующихся колокольным звоном, изучением истории колоколов и практикой колокольного звона. Мы тесно сотрудничаем и, находясь здесь, я не удержался от того, чтобы позвать ребят в гости, увидеться. Отец Виктор, ключарь Пантелеимоновского собора, организовал этот праздник, за что мы благодарим его, благодарим епархию, – сказал Роман Огрызков.

Передвижную звонницу разместили у Пантелеимоновского собора – позже ее перевезли в центр курортной части Белокурихи, где также прошли показательные выступления и мастер-классы. Завершением дня стала открытая лекция по истории российских и сибирских колоколов, она состоялась в санатории «Алтай».

Звонница как музыкальный инструмент

Передвижная звонница, привезенная из Сибирского центра колокольного искусства (Новосибирск), включает в себя колокола четырех разных производителей, один из них – старинного дореволюционного литья (он расположен внизу). Общая масса колоколов составляет около 100 кг.

С каким музыкальным инструментом можно сравнить звонницу? Многие сравнивают с барабанной установкой, и у колокола, действительно, промежуточное звучание между шумовым и звуковым. Исследователь русского колокольного звона С.В. Смоленский в начале XX столетия называл звонницу «равнинным органом».

Сложно ли научиться звонить и где этому обучают?

Алексей Талашкин, заместитель руководителя Сибирского центра колокольного искусства, рассказал «Бийскому округу», что до революции звонарское искусство передавалось устно от мастера к ученику, звонарь под старость лет передавал весь накопленный опыт.

Сейчас для того, чтобы восстановить колокольное искусство, нужны специальные школы. В Сибири они есть, но их очень немного: Новосибирск, Иркутск, Барнаул, Кемерово, Красноярск, Омск, Новокузнецк, Томск. Срок обучения везде разный. В Москве, например, учат быстро: несколько недель, месяц или два, в Новосибирске – один учебный год, с сентября по май, в Барнауле 5-дневные курсы, все зависит и от способностей и опыта учеников, от педагогического состава. Не хватает школ, не хватает и специалистов. В основном, звонарями работают самоучки – и по Сибири, и по России.

– Профессия звонаря заключается не только в умении звонить в колокола (разные службы – разные звоны, так положено по церковному уставу). Конечно, нужно еще суметь выразить радость, торжество сегодняшнего дня, настроить на богослужение – такие вот задачи ставятся перед звонарем. В том числе, задачи и миссионерского характера. То, что сегодня происходит в Белокурихе – это, можно сказать, миссионерство в чистом виде, потому что люди вблизи видят колокола, слышат колокольные звоны, профессиональных звонарей и в каждом, наверное, просыпается какая-то память поколений. Люди ощущают в этом что-то, может быть, и забытое, но родное, – говорит Алексей Талашкин.

 

Звонари Сибири

Участие в празднике колокольного звона 24 ноября приняли мастера из Новосибирска, Барнаула, Бийска, Заринска, в их числе были и преподаватели специальных школ звонарского мастерства.

Один из самых юных участников – Александр Демин из Бийска. Он служит в храме иконы Казанской Божьей матери. Александру 16 лет. Молодой человек поделился, что и свою дальнейшую жизнь собирается связать с колоколами, развиваться в этом направлении, но в качестве дополнительной деятельности. Он планирует получить медицинское образование и работать на «скорой помощи».

– В нашем храме наборы колоколов настроены правильно не были, все звонили, как приходится, и я сначала тоже так звонил. В 2014 году в храм купили колокола Московского завода и настроили их. Соответственно, я на этой настройке звонить не умел, но была звонарь, которая умела, Анна Кириенко. Я попросил меня научить, и она базовые навыки дала. В 2017 году я поехал весной на фестиваль, где встретился с отцом Романом, поговорил с ним и осенью прошел обучение в Москве, при Даниловом монастыре. Обучение проходило 10 дней, за это время я изучил 7 звонов, – рассказал Александр Демин.

Пронимает до сердца!

Все желающие в этот день могли попробовать себя в роли звонаря – и желающих было много. Большинство из них отходили от звонницы в совершенно другом состоянии. Делились: пронимает до сердца, удивительные, чудесные ощущения.

– Я человек, любящий музыку, играю на гармошке, на баяне, мне это все близко. Захотелось самой стать звонарем, хоть и мне без двух годочков 70 лет! – делится Тамара Михайловна Жданова, постоянная прихожанка Пантелеимоновского собора. – А где этому учат? Эх, в Барнауле… Это далеко, не могу от дома оторваться. Звонаря в Белокурихе сейчас нету, ребятишки иногда звонят, а человека закрепленного, чтобы он свои обязанности знал, такого нет. Раз в Барнауле есть школа, то батюшка Виктор должен кого-то направить учиться. Людей много, приход большой, и много кто ходит в церковь. Настроение сегодня прекрасное. Несмотря на то, что погодка хмарная, пасмурная – а вот это все компенсирует. Хорошо! Слава Богу!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.