Экипажи СТО22-Бийск и «УАЗбуки» вернулись из экспедиции в Монголию

Идея автопробега Москва — Улан-Батор — Москва родилась два года назад во время путешествия на Алтай. Воплотить ее получилось в этом году. Поводом для этого послужили сразу два события – 80-летие победы советско-монгольских войск на реке Халхин-Гол и 20-летний юбилей форума «УАЗбука».

***
Поздним вечером 7 августа десять экипажей из разных точек нашей огромной страны – Москвы и Подмосковья, Урала, Ямала и Алтайского края – почти одновременно прибыли в место встречи на берегу озера Байкал. Далее им предстояло путешествие в Монголию.

Колонна из УАЗов разных моделей пересекла границу и направилась к младшему брату Байкала – пресному озеру Хубсугул.

Хасан Карагужин рассказывает, как переходили границу:

– По монгольским законам один человек имеет право ввезти только две единицы транспортных средств. Выяснилось это только на пограпереходе Монды-Ханх. На мне же был зарегистрирован прицеп и две машины. А в прицепе у нас — баня, палатки и другой «шмурдяк» для коллективного пользования. И я хорошо теперь представляю, что это значит, когда тебя не пропускают через таможню. И тут Сергей достает волшебную бумагу на монгольском языке с большими печатями. Экспедиция «УАЗбука» проходила под эгидой Русского географического общества и админы форума загодя обратились в консульство Монголии, где дали такой документ, который возымел магическое действие на сотрудников погранпоста. В конечном счете нас пропустили.

Двигаясь вдоль озера, экипажи на машинах российского автопрома встретили первое испытание бездорожьем.

***

Больше никаких препон со стороны официальных лиц в Монголии наши путешественники не встретили. Если их и останавливали, то ночью, в темноте, не разглядев российские номера автомобилей, или из любопытства. С продукцией Ульяновского завода в Монголии хоть и знакомы, но новые грузовые УАЗы для местных были в диковинку. Здесь в основном эксплуатируют УАЗ-469 и «буханки».

За время поездки повстречались лишь два белых «Патриота» с мигалками и надписью «полиция», сопровождавшие кортеж автобусов из работников горно-металлургического комбината в городе Эрдэнет.

***

Между тем, путь пролегал в Улан-Батор мимо Дархана, далее в Налайх, где установлена самая высокая конная статуя Чингисхана. Оттуда экипажи в обход столицы отправились по горам и долинам и дошли до города Ховда – административного центра одного из аймаков Монголии.

Хасан Карагужин:

– От самого Улан-Батора и почти до самой Ташанты китайские дорожники построили асфальтированную дорогу и по ней можно «просвистеть» всю Монголию буквально за пару суток. Нам этот вариант не понравился, и от города Ховда мы свернули в сторону в поисках бездорожья и приключений. И не ошиблись! Приключений хлебнули сполна. Не доезжая 100 км до границы, мы уперлись в реку. Все карты указывали, что в этом месте есть брод, но река разлилась и найти его было невозможно. Мы пытались прибегнуть к помощи местных жителей, но одновременно с нами терпел бедствие немецкий экипаж, утопивший свой автомобиль ТЛК 78 буквально под самую крышу. Аборигены переключились на его спасение, а нам пришлось искать брод самостоятельно. Коллективными усилиями мы смогли преодолеть реку, несмотря на то, что наши машины не были оборудованы для преодоления глубоких бродов.

***

В советские времена русский язык здесь был довольно популярен, его изучали в школах, в России учились студенты монголы. После распада СССР вектор сотрудничества поменял свое направление и русский язык оказался на задворках образовательного процесса, где и пребывал до недавнего времени. Сегодня русская речь вновь звучит в школах Монголии.
Знающие русский язык монголы встречаются нечасто, языковой барьер довольно ощутим, поскольку и английским местные жители почти не владеют. Чуть лучше ситуация была в гостиницах и точках общепита.

Тем не менее, присутствие большого соседа – России – здесь повсеместно ощущается. Можно было ожидать 100-процентное доминирование китайских товаров, но в магазинах присутствует и продукция российского производства. Фуры и бензовозы со стороны России встречаются повсеместно.

Хасан Карагужин:

– В 2015 году, когда мы были в экспедиции по Монголии, было сложно заправить машину газом. Даже там, где были заправки, не было подходящих адаптеров. Теперь они это поправили и есть возможность заправить газом машину с привычным нам заправочным штуцером. Даже такая мелочь свидетельствует о том, что во многом Монголия по-прежнему ориентирована на нашу страну и это не может не радовать.

***

 

Экипажи из Центральной части России провели в дороге чуть более месяца. Кроме взрослых в путешествие отправились и шестеро детей в возрасте от 10 до 14 лет. Они выдержали все тяготы долгой поездки с достоинством и никогда не унывали. Легко находили себе развлечения, и своей непосредственностью и позитивом даже подбадривали взрослых. Самый младший из них, Саид, даже помечтал вслух: «Когда я вырасту, куплю себе УАЗик и, надеюсь, с «УАЗбукой» мы снова соберемся в такой поход. Надеюсь, что «УАЗбука» дождется пока я подрасту».

Каждый вечер, когда позволяла погода, дети разводили костер у палаточного городка. Места для стоянок заранее не выбирали. В Монголии скудная растительность, преимущественно голая степь, где остановился – тут и стоянка. Первые дни смущали повсеместные кучи сухого навоза, страна-то животноводческая. Поначалу пытались расчищать поляну под палатку. Потом перестали обращать на этот фактор внимание.

К слову, в южной Монголии совсем нет леса, соответственно нет и дров. Уральский экипаж вез мешок дров, пристегнутый к багажнику на крыше. Благодаря этому в степи мерцал огонек костра, звучала гитара и до кочевников доносились мелодии русских песен.

***

Туристов российская команда вдали от федеральных трасс встречала мало, а те, которые встречались, были из самых разных стран. Они едут на мотоциклах, велосипедах, внедорожниках и малолитражках. А вот пеших, как у нас на Алтае, не встречали. В Монголию едут полюбоваться природой и образом жизни, еще не затронутыми цивилизацией, потому как это очень пустынная и малозаселенная местность с суровым климатом.

К поездке экипажи готовили не только технику, но и прорабатывали культурную программу, интересную взрослым и познавательную для детей.

В Улан-Баторе путешественники побывали на Мемориальном комплексе, возложили цветы в память о советских воинах, погибших у реки Халхин-Гол и в других сражениях. Памятник выглядит очень достойно, нет ощущения заброшенности. Правда, вечный огонь не горел, возможно, его зажигают по памятным датам.

Всем запомнилось знакомство с озером Байкал. Участники пробега совершили поездку по Кругобайкальской железной дороге, на пароме пересекли исток Ангары. На стоянке в Энхалуке – одном из самых красивых мест на восточном берегу Байкала – попробовали байкальского омуля.

***

Совместно экипажи прошли около восьми тысяч километров. Совсем без поломок не обошлось. Три машины повредили задние мосты, образовалась течь масла, но все доехали. В Бийске мастера команды СТО22 привели пострадавшие машины в порядок, ведь им предстояло ехать до дома еще несколько тысяч километров.

Хасан Карагужин:

– Машины в штатном исполнении прошли весь путь без поломок. А где была допущена модернизация, там и случались досадные повреждения. Машины показали себя хорошо и еще раз доказали надежность марки УАЗ, в том числе и как экспедиционного автомобиля.

***

О том, зачем они едут в такую даль, и что получают от поездок, «Бийскому округу» рассказали участники экспедиции.

Дмитрий и Наталья с сыном Матвеем (с Урала):

– Путешествуем уже очень давно, лет 15 назад мы начали с исследований наших уральских мест, затем отправились в Башкирию. Мы едем за свободой, которой у нас дома не хватает. За волей. По большому счету наше путешествие – это обращение к прошлому: на своем железном коне ты идешь тропами своих предков. Захотел – прямо пошел или свернул налево, поднялся в гору или спустился к реке. Это так классно, когда ты свободен – никаких шор, рамок, указов.

И самое главное, мы едем за впечатлениями. Это был такой экшн, мозг до сих пор пухнет от избытка и яркости впечатлений. Еще месяц-два он будет феерить. Монголия – это такая страна, где глаз не устает смотреть и видеть новое, а мозг — это воспринимать. Озера, перевалы, пески, степь, тайга, — настолько все контрастно. Своему 10-летнему сыну мы стараемся через путешествия привить желание постоянно познавать окружающий мир, не быть пессимистом, с оптимизмом смотреть в будущее.

Владимир и Оксана (Москва):

– Мы давно путешествуем. В прошлый раз с этой же группой мы ездили на Алтай, и то, что мы путешествовали сложившимся коллективом, стало дополнительным стимулом для поездки.

Но у меня была еще одна особенная задача — желание посетить место, где я служил 30 лет назад. Мы в какой-то момент отделились от группы, съездили на место, где стояла наша дивизия. Я посмотрел на ее остатки, постоял на месте барака, в котором когда-то жил. В целом это была такая историческая миссия.

Я понимаю, что подобные путешествия не делаются каждый год, а в лучшем случае — раз в десятилетие. Хотели получить впечатления, посмотреть, что изменилось в Монголии за эти 30 лет.
А изменилось очень многое. Юрточные городки превратились в города с домами с разноцветными крышами. По основным направлениям появились асфальтовые дороги.
Все удалось, все посмотрели, довольны. Присматриваюсь к «Патриотам», хочу отметить, довольно хорошо они себя показали. Поломки были незначительные. Завод идет в правильном направлении.

Сергей (Москва):

— Путешествовали с Игорем на УАЗ Карго. Все его называли автолавкой, потому что у него кузов открывается, а там был большой продуктовый развал. Это путешествие мы планировали загодя. Как раз на Алтае у нас родилась мысль о путешествии в Монголию, посмотреть нетронутую человеком природу, без людей и дорог. Два года вынашивали эту идею. В этом году нашему сайту «УАЗбука» исполняется 20 лет, мы приурочили это большое путешествие к юбилею. В планах было посмотреть озеро Байкал и Монголию.

Из наиболее впечатлившего могу выделить безумно красивое озеро Хубсугул. Поразили пески. Мы — народ европейский, песков не видим, а тут прикоснулись к краешку пустыни Гоби с большими барханами и верблюдами, от них такой зной идет. Необычно. Запомнился последний наш брод через реку, которую, на первый взгляд, невозможно было форсировать. Казалось, что это такое непреодолимое препятствие. Мы шесть часов искали брод, были реальные шансы остаться на берегу в ожидании спада воды, но самоотверженной и слаженной работой смогли пересечь реку.

Главное, что удалось сохранить команду как одно целое. Мы доехали до конечной точки все живые, здоровые и в хорошем настроении. Нас было 26 человек на 9 машинах, все люди самодостаточные, у каждого свои желания и видение. Но это не помешало нам сплотиться в единую команду.

Игорь (Подольск):

— В Монголию я хотел давно, лет 20 назад. Мне много рассказывали про нее. Больше всего мне бросился в глаза контраст между бедными и богатыми людьми. В Улан-Баторе столько «Хаммеров», у нас в Подольске столько нет. Я на УАЗе езжу более 10 лет. В Монголию отправился на пикапе УАЗ Карго. Это такой мини грузовик на базе УАЗ Патриота. Мне показалось, что на нем легче ехать чем на «Хантере». Машину я приобрел накануне поездки. Эту модель сняли с производства и 2 года она стояла у дилера, но все 10 тысяч км прошла достойно, без единой поломки.

Вячеслав (Москва):

– Монголия, конечно, поразила. Но больше всего меня поразили люди в нашей команде. Когда объявили об этом путешествии, появилось много флудеров, которые нас учили, как ехать и готовиться, а наша команда молча занималась делом: готовили технику, снаряжение. Мы собрались из разных городов и сделали очередное большое путешествие. Большое спасибо нашей команде. Мы с женой и сыном ездили на УАЗ Патриот Пикап. Сын в дороге выполнял работу штурмана, а на стоянках развлекал и учил других играть на гитаре.

Все участники подчеркивают, что общение стало основополагающим в их долгом пути. Они вновь проверили друг друга в сложных условиях и теперь им и до Индонезии можно вместе ехать.

Организационную часть на себя взяла «алтайская фракция».

Хасан (Бийск):

– Мы, как представители компании, которая производит запасные части для автомобиля УАЗ, в этом путешествии дополнительно перед собой ставили задачу испытания новой продукции, а именно карданных валов и шкворней нового типа, которые начали выпускать. Сейчас предстоит этап разборки и проверки состояния деталей после такого экстремального пробега, и для нас это не менее интересная часть путешествия.

В целом меня удивляет, насколько все люди, которые объединились для этого путешествия, являются самодостаточными, автономными и подготовленными. По сути, каждый экипаж мог пройти этот маршрут самостоятельно.

У нас не было задачи двигаться одной группой, строго следуя друг за другом. Большую часть пути все экипажи прокладывали свой маршрут. Задавались контрольные точки, где вечером в одно и тоже время с разных сторон собирались машины. В течение дня, находясь в сложных дорожных условиях, мы напитывались эмоциями, которые потом бурно извергались во время совместных вечерних посиделок. Ради этого общения мы и объединились. Видимо такого общения в повседневной жизни нам и не хватает. Поэтому, надеюсь, что команда будет крепнуть день ото дня и прирастать новыми интересными людьми. И в строю рядом со старожилами встанет молодежь.

Немаловажный факт – популяризация отечественного автопрома. Мы своим примером показываем, что наши машины вполне нужно использовать для таких экспедиций. В нашей команде две машины были приобретены накануне маршрута и прошли его без всякой подготовки, это большой плюс Ульяновскому заводу.

Еще хочу отметить, что, попадая из Монголии на Алтай, понимаешь, какая хорошая земля нам досталось в наследство от предков, как все благоустроено и насколько комфортен для туризма Алтай: реки чистые, много мест для стоянок, комаров нет. И самое главное все понимают один язык.

В Монголию, по-видимому, следует съездить, чтобы увидеть в каких условиях живут наши соседи и еще больше ценить то, что мы имеем.

Фотографии Олега Редекоппа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.