Разговор с детским психологом: будьте на стороне своего ребенка

Ярослава Казанцева — руководитель психологического центра «Развитие» (Бийск), клинический психолог, детский психолог, занимающийся индивидуальной, семейной, групповой, детской психотерапией. Корреспондент «Бийского округа» Дарья Пушкова встретилась с Ярославой Григорьевной и поговорила о том, как родителям лучше понять своих детей.

– Ярослава Григорьевна, с какими проблемами детей родители чаще всего обращаются в ваш центр?

– Проблемы самые разные. У родителей детей дошкольного возраста это может быть обеспокоенность особенностями развития. Родители интересуются, соответствуют ли интеллект их ребенка, его поведенческие проявления и умения возрастным критериям или нет.

Обращаются, если в поведении ребенка родителям что-то показалось странным. В результате диагностики нарушения либо подтверждаются, либо опровергаются, заодно выявляется уровень тревожности у родителей.

Причинами обращения становятся повышенная двигательная активность, страхи, для детей младшего школьного возраста характерны проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и трудности в адаптации.

Родители подростков испытывают проблемы непонимания со своим чадом. Замечу, что иногда сложности заключается не только в подростке. Неуверенность, низкая самооценка, замкнутость и стеснительность – это те внутриличностные проблемы, которые беспокоят подростков и их родителей.

– Как понять, где индивидуальная особенность ребенка, а где отклонение от нормы? Над каким поведением и эмоциональным состоянием своего ребенка родителям стоит задуматься?

– Родители при желании могут найти в интернете, в книгах нормативные показатели развития для дошкольника вплоть по месяцам.

Простой пример: в раннем возрасте у детей проявляется комплекс оживления, это значит, что при виде взрослого человека ребенок, лежа в кроватке, улыбается, машет ручками. Если этого нет, то это показатель, над которым стоит задуматься. Смотрите на уровень эмоциональности и эмоциональной включенности во взаимодействие. Опять же, если ребенок не смотрит в глаза, не выносит прикосновений — это довольно четкий сигнал, требующий наблюдения.

Родителей детей постарше должны насторожить чрезмерная импульсивность, беспокойство, агрессия. Возможно, это проявление гиперактивности, в некоторых случаях применяют медикаментозную коррекцию, в других случаях нужно научить маму с этим обращаться.

– Вы привели пример поведения детей младшего возраста. А как отличить гормональную перестройку и связанный с этим подростковый бунт от психологических отклонений?

– По некоторым диагностическим данным, во время исследований подростки, являясь психически здоровыми, выдают показатели людей с психическими нарушениями, потому что возраст сложный, гормональная перестройка очень буйная. Чтобы понять, есть ли у ребенка патология, следует изучить его анамнез: каким он был в детстве, когда стал меняться. Затем провести специально организованную беседу и по необходимости диагностику.

– Какие ошибки родители допускают в воспитании, невольно становясь причиной появления тех или иных психологических нарушений у своих детей?

– Ошибок много. Наверное, сколько детей — столько и ошибок. Наиболее частая из них — компенсация внимания и непосредственного общения деньгами и подарками. Распространенная причина нашего времени — большая занятость родителей. К сожалению, дети не понимают, что мы работаем ради того, чтобы их обеспечить. Они знают, что никого нет дома, и у них создается внутреннее ощущение, что вроде они никому и не нужны.

Часто сталкиваюсь с тем, что родители полагают, что какие-то поведенческие проблемы, нарушение речи в раннем возрасте ребенок перерастет. Только ближе к школе пытаются что-то предпринимать.

– Одно дело думать, что само пройдет, другое — потакать, как это, якобы, делают в Японии до пятилетнего возраста ребенка. Ведет ли вседозволенность к огрехам воспитания?

– Сейчас популярна идея воспитания ребенка в условиях вседозволенности без каких-либо ограничений, без требований и обязательств. Да, у японцев есть такая система, но приходится объяснять родителям, что у нас другая страна и здесь другие условия существования. Ребенок до 5 лет должен понимать основные правила поведения в социуме — что можно и что нельзя. В 5-6 лет ему уже не объяснить все социальные моменты разом. Потом у таких детей возникают большие проблемы в школе. Конечно, очень мило, когда ребенок не соблюдает дистанцию в общении, тыкая взрослым в 4-5 лет, но когда то же самое он делает в школе, не слушая учителей, пытаясь нагрубить, это больше никому не кажется таким милым. В подростковом возрасте может привести к катастрофическим последствиям. Я всегда говорю родителям, что ребенка нужно воспитывать так, чтобы ему было легче жить и адаптироваться в нашей реальности. Сейчас растет поколение детей, которые знают свои права, кто и что им должен, но у них большие проблемы с ответственностью за свои слова и поступки.

– Что стоит за желанием подростков постоянно проводить время в социальных сетях, получать одобрение в виде лайков?

– В каждом возрасте есть свои потребности. У подростков это потребность в популярности и значимости среди сверстников. Если это не лайки в соцсетях, это будет что-то другое, так было во все времена. Как любая возрастная потребность — это неплохо. Плохо становится тогда, когда эта потребность принимает гипертрофированные формы. Когда ради лайков подросток готов делать все. Это происходит тогда, когда он не может или не имеет иных способов проявить себя в чем-то. Иногда это вызвано тревожностью, закомплексованностью, застенчивостью, и им проще общаться в соцсетях. И в этом плюс соцсетей, иначе подростки просто сидели бы в одиночестве.

Иногда им лень идти куда-то взаимодействовать, лежа на диване все-таки удобнее. В некоторых случаях подростки разучились разговаривать, писать и ставить смайлики становится проще.

– Недавно край потрясло жестокое убийство котенка юной девушкой. В чем, по-вашему, корни детской жестокости?

– В психиатрической практике, когда взрослый человек попадает с нарушениями взрывного, агрессивного характера, один из первых вопросов, который ему задают — как он относился к животным в детстве. Выясняется, что он издевался над кем-то слабым, будь то дети младшего возраста или животные. Причиной могут быть нарушения на уровне головного мозга, когда отделы, отвечающие за сочувствие, не развиты.

В большинстве случаев именно семья дает модель поведения по отношению к тому, кто слабее. Если ребенок наблюдает грубое отношение, безразличие и бесчувственность взрослых к этим вопросам, он сам таким вырастает.

Еще одной причиной может быть безразличие взрослых к ребенку, тогда дети уходят в компьютерные игры с морем крови и убийств, подобные вещи становятся для них обычными.

– Как вы относитесь к теме наказания?

– Считаю, что наказание, как система ограничений, помогает ребенку справиться с адаптацией к этому миру. Она применяется, когда поведение ребенка представляет опасность прежде всего для него самого. Как говорится, бешеную лошадь, которая несется в пропасть, нужно остановить. Наказание в идеале должно представлять систему правил, и ребенок должен знать, что ему будет за нарушение этих правил. Все это — правила и последствия их нарушений — необходимо оговаривать с ребенком, особенно старшего возраста.

– Как подготовить ребенка к походу к психологу? Как уговорить?

– Занятия для детей дошкольного и младшего школьного возраста у нас проходит в игровой форме, им самим интересно, нравится приходить на занятия. Необязательно говорить, что он идет к психологу.
С подростками необходимо договариваться. Но нужно помнить, что если родитель не готов слышать неприятные для себя вещи, не готов меняться и отказывается воспринимать то, что на самом деле происходит, такая работа не даст результат. Довольно часто бывает, что проблема не в самом подростке, а в психологических проблемах родителей, тогда мы с ними работаем.

– Главные рекомендации, которые помогут родителям сохранить психологическое здоровье своему ребенку?

– Как ни банально, но проявлять больше внимания к своему ребенку, чтобы понимать, что с ним происходит. Обязательно в семье должны быть совместные мероприятия в формате бесед, настольных игр, приготовления пищи, походов в кафе или кино, поездок на пикник. Некоторые практикуют один «детский день» в неделю, когда вся семья собирается вместе и все занимаются чем-то вместе. Копать картошку вместе тоже может казаться чем-то полезным, но лучше, когда при этом есть эмоция.

Быть разумно внимательным к ребенку. Помните, что большое видится на расстоянии. Некоторые под внимательностью понимают гиперопеку и постоянный контроль, т.е. живут за ребенка. Когда родитель в симбиозе с ним, многое из того, что происходит с ребенком, он не видит. Чтобы понять это, нужно сделать два шага назад и посмотреть, как он себя ведет, как общается, как он двигается, какая у него мимика и интонации, тогда будет больше информации.

Учитывать индивидуальные особенности ребенка. В некоторых случаях ребёнок может заниматься много и самыми разными занятиями, в некоторых для ребенка это тяжело. Это нужно понимать.

Чтобы выстроить здоровые отношения с ребенком, нужно сначала выстроить такие отношения с собой. Дети являются нашим зеркалом, часто кривым, они отражают те проблемы, которые взрослые не смогли решить.

Быть на стороне ребенка. Стараться понять, почему он так делает и так себя ведет, почему он такой. Если он меланхоличный, медлительный, он же не виноват в том, что у него такой тип нервной системы, и здесь ничего не сделать. Что-то можно и нужно менять в его поведении, что-то не нужно, а вот понять — это первый шаг на пути к контакту с собственным ребенком.

Список рекомендованных книг для родителей:

«Баловать нельзя контролировать», Робин Берман
«Что делать, если ребенок не слушается», Юлия Васильченко
«Не бойтесь быть строгими», Джеймс Добсон
«Дети: границы, границы!», Генри Клауд
«Мама и сын. Как вырастить из мальчика мужчину», Мэг Микер
«Большая книга ленивой мамы», Анна Быкова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.