«Не хочу учиться»: демотивация школьников к учебному процессу

Отсутствие мотивации к учебе — это тенденция современности или рядовой случай становления и формирования личности ребенка? В чем причина, кто виноват, и чем могут помочь родители, рассказывают врач-психотерапевт санатория «Белокуриха» и специалисты сферы образования. Разбираемся вместе.

Почему родителям бывает сложно замотивировать детей на качественную и плодотворную учебу, чем отличается мотивация в разном возрасте, и на что родителям стоит обращать внимание, рассказала Елена Николаевна Стародубцева, врач-психотерапевт санатория «Белокуриха»:

— На мой взгляд, основная проблема связана с тем, что мир стремительно меняется, а система образования не поспевает за уровнем развития, на котором находится настоящая действительность. Еще недавно нашим предкам приходилось выживать. Если ты не запасешься, не прокормишь семью — это грозило скудным существованием и бедностью. Основным стимулом служило то, что просто нужно было выжить. Типичным призывом к обучению являлось утверждение: «не получишь образование — не найдешь достойную работу». Этот призыв сохраняется по сей день, а новое поколение видит, что диплом института не дает гарантию того, что человек будет хорошо жить и сможет себя прокормить. Поэтому такая система мотивации перестала работать.

Мотивация в человеке — это его внешние действия для достижения каких-то целей. Но если говорить про качества человека, то мотивации соответствует сила воли. Это способность направить все свои мысли и действия в соответствии с принятым решением и двигаться. Этот процесс начинает закладываться у ребенка с рождения. Есть определенные этапы. В раннем детском возрасте до трех лет, когда ребенок учится ползать, ходить, его внимание привлекает игрушка, погремушка, он начинает к ней тянуться. Задача родителей эту цель развивать, чтобы ребенок пошел. Таким образом, он начинает первые шаги в формировании мотивации, но они импульсивные.

В детском возрасте с 3 до 9 лет появляется рассудительность, сознательность, и мотивация начинает срабатывать за счет игрового компонента, за счет того, что изучаются правила и происходят повторения. Поэтому в системе образования в настоящий момент очень важен игровой компонент, интерактивные игры — это включает и заинтересовывает, ведь фактически человеком управляют эмоции. Но если эмоциональной значимости поставленной цели нет, то и мотивация особенно срабатывать не будет.

В юности больше сформированы выдержка и терпение, и здесь нужна тренировка усердия: «нужно немного постараться, и я получу». Очень важно помогать ставить цели и решать мелкие вопросы, чтобы ваш ребенок осознавал, что он не один. Это тоже навык, который необходимо использовать во взаимодействии родитель-ребенок.

В более взрослом возрасте, как правило, мы начинаем использовать уже типичные, сформированные механизмы поведения. Формируется так называемая ригидность — склонность повторять все то, что уже знакомо и понятно. Мозг так обеспечивает себе безопасность, и мы начинаем использовать схемы, которые получили в детском возрасте.

Альбина Витальевна Санькова, социальный педагог общеобразовательной школы № 1, поделилась своим опытом работы с младшим звеном школы и с детьми группы риска:

— Все дети в определенный момент сталкиваются с отсутствием мотивации к учебе, другое дело, что она кратковременная. С первого класса наше образовательное учреждение проводит планомерную работу, чтобы замотивировать каждого ребенка на деятельность — учебную, профессиональную, трудовую. С малышами мы рисуем на тему будущей профессии, мечтаем, пишем устные сочинения или рассказываем о профессиях своих родителей.

У ребят группы риска несколько иная ситуация. Когда случаются проблемы с законом, мы проводим индивидуальные беседы, чтобы мотивировать ребенка, нужно работать параллельно с родителями. Родителям мы даем понять, что оступиться может каждый, важно поддержать и помочь ребенку выйти из сложившейся ситуации достойно и социализироваться в нашем обществе.

Мы работаем совместно с психологом, в девятых классах раз в неделю есть занятия, где они проводят профориентационную работу. Я, как социальный педагог, провожу с ребятами постарше личные беседы, анкетирования и тестирования, на основе этого мы выявляем интересы детей. Так им проще сделать выбор в сторону дальнейшего обучения в училище или институте. Им нужно дать ориентир.

Родителям я часто советую, если есть такая возможность, перед девятым классом посетить предполагаемое учебное заведение, чтобы ребенок прочувствовал атмосферу — это и станет прекрасным стимулом к обучению.

Благодаря совместной работе педагогического коллектива и родителей наши ученики, невзирая на пройденные трудности, поступают в учебные заведения и становятся достойными гражданами. И примеров очень много, приятно, когда за наш труд ребята говорят слова благодарности.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы № 1 Марина Валентиновна Воронкина рассказала, почему важно учить детей самостоятельности, и поделилась методами мотивации, которые применяет на своих занятиях:

— Я в основном занимаюсь подготовкой детей к экзаменам, к выпуску, а в этом деле без мотивации подготовиться сложно. Мы стимулируем детей к учебе на школьных занятиях каждый день. Стараемся приводить примеры из жизни в разных предметных областях: где им пригодятся знания, куда смогут поступить, какие перспективы получат, насколько интересная творческая работа их ждет. Ведь эрудированный, интересный в общении человек всегда и в любом обществе будет востребован и успешен. С пятого по девятый класс мотивацию задают родители.

На родительских собраниях мы обращаем внимание на то, насколько важность получения знаний пропагандируется дома. За 1, 2, 3 классы нужно научить ребенка обучаться самостоятельно и нести за это ответственность. Чтобы он понимал, что невыученный урок грозит не выговором, а недополученными знаниями. На мой взгляд, проверка домашнего задания родителями должна закончиться в начальном звене школы.

Текст и фото: Дарья Кучинаш

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.