Бились насмерть: воспоминания первого главы Белокурихи о военном времени

В этом году жителю Белокурихи Геннадию Алексеевичу МАЛАХАНОВУ исполнится 98 лет, но он продолжает активно интересоваться жизнью в стране, любит хозяйничать на огороде, занимается кулинарией, много читает и пользуется заслуженным уважением среди жителей города.

Геннадий Алексеевич участвовал в Великой Отечественной войне, а в мирное время в течение 12 лет руководил Белокурихой. Родился он в 1923 году в селе Красный Яр Алтайского края, окончил барнаульское военно-пехотное училище в 1941-1942 гг. В армии был разведчиком, командовал отделением парашютно-десантного батальона, принимал участие в войне с Японией. Службу закончил в 1948 году. Награжден орденом Отечественной войны, медалями Жукова, «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За освоение целинных земель» и другими. Основываясь на своих воспоминаниях о военном времени, он написал рассказ.

Некоторые штрихи истории Великой Отечественной войны

Более 30 лет назад в школе № 56 г. Барнаула энтузиастами Михаилом Щепочкиным и его дочерью Анной Михайловной (оба историка в школе) был организован военный музей «Наше Отечество», который и по настоящее время ведет поиски судеб выпускников-курсантов военных училищ Алтая в 1941-1945 гг. Почти ежегодно музей организует встречу найденных и оставшихся в живых курсантов.

В Алтайском крае за годы войны существовало 14 военных училищ и спецшкол. За это время ими выпущено 41327 курсантов, которые по окончании училищ и спецшкол отправлялись на фронт Великой Отечественной войны в качестве младшего офицерского состава.

В октябре 1941 года было сформировано барнаульское военно-пехотное училище (куда был призван и автор этой статьи), за годы войны выпустило 7020 курсантов. В 1943 году оно было передислоцировано в г. Хальч.

Рубцовское военно-пехотное училище поставило фронту 11306 курсантов. Лепельское (г. Барнаул) артиллерийское училище в 1942 году имело 2014 курсантов. Мичуринское (г. Бийск, позже г. Новосибирск) военно-инженерное училище произвело 10 выпусков. Балашовское (г. Славгород) военно-авиационное училище пилотов подготовила для фронта 9897 курсантов. Две снайперские школы выпустили 400 отличных стрелков. Кроме того, в крае было семь артиллерийских и авиационных спецшкол.

Поиски судеб курсантов музеем проводились по материалам местных архивов, архивов министерства обороны СССР (г. Подольск), по работам доцента кандидата исторических наук Николая Гаврилова, полковника в отставке, материалам, которые собирались для научной работы по теме «Алтай в годы ВОВ», выпискам, которые передает музею школы № 56 в апреле 1993 года, а также из показаний живых свидетелей — бывших курсантов военных училищ, оставшихся в живых.

На 2005 год музеем в результате поисковых работ было установлено: из 41 тысячи курсантов училищ Алтая на конец войны найдены живыми только около 700 человек. В 2007 году их осталось только 71 человек. Из 71 оставшихся в живых на встречах курсантов в музее за последнее время присутствовало только 24-26 курсантов, остальные не смогли приехать по состоянию здоровья.

Из Балашовского училища отозвался только один курсант. Из Мичуринского училища отозвались только трое. Поиски продолжались.

На встрече курсантов в музее школы № 56 всегда выступали во всех классах школы, получали от школьников благодарственные письма, разговаривали с ребятами и сами как бы молодели на время.

Через биографию курсантов алтайских училищ и спецшкол проходит, пожалуй, вся история Великой Отечественной войны: сражения за Смоленск, битва за Москву, Сталинград, Курская дуга, форсирование Днепра и Одера, Сандомирский плацдарм, прорыв блокады Ленинграда, штурм Берлина… и везде были курсанты Алтая.

На базе комсостава училищ в Барнауле была сформирована 149-я курсантско-комсомольская бригада и направлена под Сталинград.

Всего 26 курсантов-сибиряков вышли живыми из 150-дневных боев под Сталинградом. Они защищали северный плацдарм — 700 метров по фронту и 200 метров в глубину. Фашисты не прошли! Эти мальчики первыми вставали на врага, особенно в первый период войны — дрались насмерть.

Сталинградское сражение — это величайшая битва в мировой истории. Потеря Сталинграда означала не только потерю кавказской нефти, но и, прежде всего, угрозу нападения Японии на СССР. Это означало — вести войну СССР на два фронта, неизбежное дополнительное кровопролитие миллионов, и неизвестно, чем бы это закончилось. Поэтому мы не могли не победить.

Командующий 6-й немецкой армией, наступавшей на Сталинград в 1942 году, фельдмаршал Паулюс, после поражения закончивший пленением 330-тысячной армии, будучи в плену, и в последствии проживающий в Германской Демократической республике в качестве военного советника, заявил там: «Российского солдата нельзя победить в бою, дерется до последней капли крови!».

Как дрались курсанты Алтая?

Артиллерист Николай Аверкин, выпускник барнаульского военного училища, прошел с боями от Сталинграда до Вены, награжден пятью боевыми наградами, в последнее время работал первым секретарем Целинного райкома партии. На встречах курсантов читал свои стихи.

Курсант Михаил Братченко попал на Курскую дугу, был танковым разведчиком, привел из тыла врага 17 «языков», дошел до Праги, награжден многими орденами и медалями.

Иван Кашин, курсант барнаульского пехотного училища, с боями прошел почти всю Европу. После войны стал учителем. Ему выпала честь учить второго космонавта СССР Германа Титова в селе Налобиха, рядом с его родным селом Полковниково.

Петр Литвинов, курсант артиллеристского училища, рассказал на встрече курсантов как они защищали рубежи, и, как один из снарядов взорвал окоп. Его засыпало землей, он уже задыхался, но собрав последние силы, вылез и остался жив. В последнее время долго работал директором школы в поселке Кировский Смоленского района.

Андрей Филиппович Алексеев окончил барнаульское пехотное училище, командир роты, при форсировании Днепра из пулемета ему прошило обе ноги, получил три ранения в спину. Потом, в мирное время, долго работал учителем в школе Белокурихи.

Так воевали курсанты Алтая. Кстати, прослойка Героев Советского Союза у курсантов была выше, чем у других категорий военных. Только 6 выпускников Лепельского училища стали Героями Советского Союза.

Интересно сложилась судьба первого выпуска барнаульского военно-пехотного училища. В апреле 1942 года по тревоге ночью подняли и отправили на восток на станцию Соловьевская, недалеко от стыка трех границ: Манчжурии, Монголии и СССР. На базе комсостава училища была сформирована 227-я барнаульская курсантская бригада, далее переформировалась в пехотную дивизию.

Надо сказать, что на восток был направлен единственный выпуск барнаульского училища, остальные выпуски были направлены на Западный фронт. Формирование частей на востоке страны диктовали суровой необходимостью. Япония сосредоточила вдоль границ СССР почти полуторамиллионную армию и ожидала удобного момента нападения на СССР, сначала после падения Москвы и Ленинграда (не вышло), потом после падения Сталинграда (не получилось).

Я тоже оказался в числе первого выпуска барнаульского пехотного училища. В последствии, в 1945 году, по приказу командующего Забайкальским фронтом маршала Советского Союза Малиновского, разведгруппа из пяти человек была заброшена за границу — в Манчжурию, в глубокий тыл Японской армии (квантунской) с разведывательными целями.

Разведка в тылу врага — это особый вид войны, более опасный и ответственный.

Я по приказу был назначен заместителем командира разведгруппы, в мою задачу, кроме других вопросов, входило вести группу в заданном направлении.

Два месяца мы были в тылу врага, прошагали десятки сотен километров. Вести разведку приходилось в очень сложных условиях. Под открытым небом, порой хлестал дождь, комары и мошки буквально заедали, лица, руки и шея все время опухшие. Порой по два-три дня без воды. Жажда к воде глушила аппетит, питаться приходилось чумизой, мясом убитого зверя и т. д. Опасность грозила на каждой минуте. Возникает вопрос: можно ли измерить силы человека, когда он в таких экстремальных ситуациях находится, еще и при смертельной опасности? Известно, в ночь с 8 на 9 августа наши войска, выполняя обязательство соглашения на ялтинской конференции руководителей США, Англии и СССР (Рузвельта, Черчилля и Сталина), вступили в войну с Японией.

18 августа 1945 года наша разведгруппа встретила передовую танковую колонну наших войск в районе города Канто. Сколько было ликования! Впоследствии мы оказались в городе Чанчунь в штабе забайкальского фронта, в бывшем штабе японской квантунской армии (удрали оттуда). В один из дней на окраине города в составе разведгруппы мы ехали на американском «Студебеккере» и попали в японскую засаду, где погибли мои боевые друзья, 4 человека. Я остался жив. Это случилось за 3 дня до капитуляции Японии. Не стало командира разведгруппы, радиста, помощника радиста и рядового разведчика.

До сих пор в душе моей присутствует глубокое чувство скорби по боевым друзьям. 3 сентября 1945 года Япония капитулировала и закончилась Вторая мировая война и Великая Отечественная.

Участник Великой Отечественной войны
Геннадий Алексеевич МАЛАХАНОВ

Фото: личный архив Г. А. МАЛАХАНОВА, Алексей ТЫРЫШКИН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.