СМУ-4. Люди, построившие город. Глава 34

Продолжаем публикацию книги о строителях Белокурихи «СМУ-4. Люди, построившие город», глава тридцать четвертая «Славский помогает». Предыдущая глава здесь.

Когда Славский отправлялся в облет объектов Минсредмаша по разным точкам необъятной Сибири, практически везде его ждали с радостью и надеждой. По воспоминаниям очевидцев, его встречали руководители регионов, населенных пунктов. Просили многое и разное — дать дефицитные материалы, построить детский садик, помочь с автотранспортом и т. д. Славский помогал. Белокуриха не была исключением.

Так, обозвав местных коров дегенератными, министр поручил приобрести более продуктивную породу в Красноярском крае. Он же организовал помощь в строительстве молочного завода в Белокурихе.

В 1976 году были выделены дефицитные стройматериалы для строительства моста через Катунь.

В 1979 году, после того как были сданы санатории «Катунь» и «Сибирь», потребовалось обеспечить их телефонной связью, для чего нужно было 10 километров бронированного кабеля. К тому моменту государство готовило объекты Олимпиады-80 в Москве, все шло на них. Но даже в этих условиях Славскому удалось найти и передать Белокурихе требуемый кабель. Причем не простой, а тот, что обслуживал космические объекты, типа космодрома на Байконуре.

К 80-м годам старый водозабор, построенный еще при Малахове на реке Белокуриха (где сейчас пансионат «Радуга»), уже не мог полностью покрывать растущие требования поселка и курорта. Он мог обеспечить поставку только 2000 кубометров воды. Воду для жителей стали давать по часам, по остаточному принципу, отталкиваясь от потребности санаториев. Попытались дополнительно пробурить несколько скважин неподалеку от дома по ул. Советской, 16. Возникла другая проблема: вода шла с подземного горизонта и понижала общий уровень радоновой воды на курорте. В итоге было принято решение брать воду с подземных пластов реки Песчаной. Там она была очень качественной, чистой, без примесей. Одна проблема: далековато, около 17 километров. Для двух труб в итоге — 33 километра стальных труб диаметром 530 мм. В конце 1982 года новый водовод был готов, а в 1983-м запущен. Все это опять же не обошлось без вмешательства Славского, решившего проблему с поставкой дефицитных труб.

В 1984 году молодой город ждало первое серьезное испытание. Стояли страшные морозы, и в самый их пик не выдержала старая котельная. В итоге Белокуриха была заморожена. Но судьбы Бийска, который в ту же зиму оказался на грани выживаемости и остался на несколько недель без отопления и света, с полопавшимися батареями в квартирах, ей удалось избежать.

Павел Мезенцев в книге «Специализированное монтажно-наладочное управление № 70. Наладка. Закрытая и легендарная. 1958–2008» пишет:

«Полную реконструкцию котельной с поставкой оборудования и материалов взял на себя Е. П. Славский. По срокам строительства и пуска, по накалу страстей объект мне чем-то напомнил стройки на военных объектах. Министр лично следил за ходом дел, сюда приезжали зам Славского А. Н. Усанов и председатель ЦК профсоюза А. Н. Каллистов. Вообще, роль Е. П. Славского в развитии этого города-курорта очень велика. И правильно, что одна из улиц города названа его именем, а он сам был удостоен звания «Почетный гражданин г. Белокурихи».

По словам очевидцев, проблема доставки материалов, в том числе и довольно дефицитных, на восстановительные работы и переоборудование котельной решались с высочайшей оперативностью, одним телефонным звонком.

К сожалению, руководитель Министерства среднего машиностроения, которого жители Белокурихи с основанием могли называть «наш министр», покинул свой пост после Чернобыльской катастрофы. В ноябре 1986 года он был отправлен в отставку. И с его уходом сразу стало заметно, насколько Ефим Павлович помогал Белокурихе, как следил за ее состоянием. После него представители «атомного» министерства его уровня так и не появились на стройках алтайского курорта. А затем началась перестройка, реформы, и центральные власти надолго потеряли интерес к Белокурихе.

Предыдущие главы:

Глава 1 «Время почтовых ящиков»

Глава 2 «Минсредмаш становится генеральным подрядчиком».

Глава 3  «Славский — легендарный атомный министр».

Глава 4. «Знакомьтесь, «Сибакадемстрой».

Глава 5. «Николай Иванов, начальник САС».

Глава 6. «Геннадий Лыков. Человек-эпоха».

Глава 7. «Степан Малахов готовит базу»

Глава 8. «Ветераны войны в рядах СМУ-4»

Глава 9. «Владислав Бисеров, преемник Малахова»

Глава 10. «Вячеслав Кобелев: эпоха расцвета СМУ-4»

Глава 11. «СУ-1: Первый, строительный»

Глава 12 «СУ-2: Монтаж высокого класса»

Глава 13. «СУ-3: благоустройство и озеленение»

Глава 14. «СУ-4: четвертый отделочный»

Глава 15. «Автобаза № 4»

Глава 16. «Участок механизации»

Глава 17. «Техника безопасности и охрана труда»

Глава 18. «Военные строители»

Глава 19. «СМУ-4 и… хоккей».

Глава 20. «Плановый отдел»

Глава 21. «Отдел снабжения»

Глава 22. «Отдел труда и зарплаты»

Глава 23. «Столовая СМУ-4»

Глава 24. «Время Александра Нагорного» 

Глава 25. «Молодые специалисты»

Глава 26. «Владимир Герман. Свой среди своих»

Глава 27. «СМУ-4 отправляется на БАМ»

Глава 28. «Постройком и снабжение в СМУ-4»

Глава 29. «Ключевые объекты 60–70 гг.»

Глава 30. Первая очередь «Большой Белокурихи» завершена

Глава 31. «Ключевые объекты 80–90 гг»

Глава 32 «СМУ-4 образца 1991 года»

Глава 33. «Геннадий Рот: СМУ-4 работало для людей»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.