Киномнение. «Джокер» — Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!

На мировые экраны вышел очередной фильм из киновселенной Бэтмена под названием «Джокер». Показывают его и в бийских кинотеатрах. Стоит ли тратить на него ваше драгоценное время, и если стоит — то кому? Наш корреспондент, да что там — конкретно я, сходил на это кино и ниже изложил мысли по поводу просмотра.

Режиссер Тод Филлипс удивил — он создатель разных комедий, типа «Мальчишников в Вегасе». А тут такой крутой разворот в триллерную психиатрию. Хотя внезапно подумалось — создатель комедий создает драму о комедианте… может, уже наболело у чувака? Может, он и себя уже олицетворяет с этим Джокером, шутом?

А вообще задумка железобетонно выгодная — снять нечто по давно внедренной в мозги зрителя вселенной Бэтмена. Заметили бы «Джокера» вообще, будь его главный герой не будущим злодеем Готэм-Сити, а каким-нибудь рядовым обитателем реального города? Хороший вопрос. А так и особо на рекламу тратиться не надо. Одного из злодеев киновселенной Бэтмена все знают. Меньше трат на раскрутку и рекламу.

Что ж, у нас — Покрышкин и Кожедуб, Талалихин и Матросов — у них Бэтмен и Робин, Супермен и Человек-паук. Какая страна, такие и герои. Но что да, то да — выдумывать себе героев на Западе научились прекрасно. Целая индустрия занимается только этим. И зрителю дают полную информацию про супергероя — как он живет, какие носки носит, на каком авто ездит, в каком кафе обедает, с кем дружит, с кем враждует. Кстати о врагах. Если ранее это были подлые и мерзкие персонажи, которые ничего у зрителя кроме омерзения же и не вызывали, то со временем за ними стали оставлять определенную позицию. Что не сами они такие, а детища несправедливой системы, психически нездоровые, мутанты и уроды. А самое интересное — у них теперь есть своя правда.

И знаете, вот конкретно в этом фильме правда Джокера смотрится логичнее и понятнее зрителю, нежели правда Бэтмена.

Ведь кто такой Бэтмен? Миллионер, который по ночам надевает костюм и лупит хулиганов в темных переулках и таким образом как бы борется с преступностью. Серьезно? Еще раз медленно — миллионер, который может влиять на ситуацию в обществе системно и стратегически, помогая улучшать систему образования, улучшать правоохранительную систему, улучшать ситуацию с занятостью населения вместо этого просто во дворах лупит хулиганов. Выглядит со стороны довольно таки занятно: как если бы Алишер Усманов или Борис Березовский бегали бы по темным улицам Саратова с битами, наводить порядок и благосостояние в обществе.

Но оставим эту странность и вернемся к нуарной атмосфере Готэм-Сити. Его улицы утопают в мусоре (мусорные боссы не договорились с городскими боссами и отходы не вывозят), где помимо крыс и точно крысы копошатся бомжи, в попытке выжить несчастные люди бьются в нищете под гнетом сильных мира сего. Сколько раз хочется по мере просмотра фильма сказать вечно ленинско-шварценеггеровскую презрительную фразу «Капитализм!»

— Городу плевать на вас! — уверяет соцработник главного героя, извещая, что программа по поддержке больных с психическими расстройствами свернута. Словно дело в Петербурге и перед нами диалог из «Брата». Мол, город страшная сила…

Главный герой — комик Артур Флек в исполнении Хоакина Феникса. Многие мечтают сыграть многослойного персонажа, где можно показать свой талант (если он есть) по полной, раскрыться и развернуться. По мне так Фениксу это удалось. Комик Артур, аниматор и убийца, показан им на все 146 %, и диалогами, и мимикой, и языком тела. Браво.

Говорят, сюжета у картины нет, но тут сомневаюсь: все действие ведется поступательно, медленно но верно герой идет от забитого жизнью аниматора до убийцы и не просто убийцы, а вдохновителя уличных бунтов. И это показательно — само общество формирует себе злодея, своего уничтожителя. Поскольку здесь болеет само общество. Все разворачивается по логической цепочке. Городским властям плевать на простых людей, психически больному человеку отказывают в лекарствах и помощи — и кто виноват, когда болезнь охватывает его? Ненависть усиливается и кто в итоге виноват, когда начинает литься кровь?

В общем, клоуны в кино бывают разные. Есть выразитель абсолютного зла, типа персонаж из «Оно» Стивена Кинга, есть выразители народного бунта, бессмысленного и беспощадного, как в «Джокере».

Если вы надеетесь увидеть на экране того самого Бэтмена, воссозданного в куче иных фильмов, развеселый боевик, где все стреляет и взрывается, то не ходите на фильм, будете разочарованы. Здесь больше реализма и больше психологии на грани психиатрии. Больше от «Бойцовского клуба» и «V — значит вендетта», а не от комиксов про Бэтмена. Здесь вы вообще Бэтмена не увидите. Только Брюса Уэйна и то школьных лет. Фильм и заявлен, как криминальная драма. Но кто читает инструкции до того как аппарат сломался?

В материале использованы кадры из фильма «Джокер» с сайта «Кинопоиск.ру».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.