Бизнес-план и грант: опыт начинающего фермера

В фермерском сообществе Солонешенского района пополнение — на одно сельхозпредприятие стало больше. Отрадно, что во главе КФК стоит молодой житель с. Солонешное Александр Тройнин. В апреле 2019 года он зарегистрировал хозяйство, а в июле стал обладателем гранта по поддержке начинающих фермеров.

Спустя сто дней мы побывали в ИП «Глава КФХ Тройнин А.В.», чтобы узнать, как идут дела, как настроение его хозяина.

— Александр, для начала расскажи немного о себе.

— Мне 28 лет, закончил Алтайский государственный аграрный университет, получил специальность инженера. Как и многие молодые люди, пытался найти свое место в жизни за пределами района, работал в разных местах, в том числе и на Севере. Побегал и понял, что никто и нигде нас не ждет. Чтобы прийти к такому заключению, потребовалось три года. Решил осесть в Солонешном, помогать отцу, у него большое личное хозяйство, которое когда-то было фермерским. Собственно, родители и подтолкнули на решительный шаг, с их подачи открыл КФХ и стал участником программы по поддержке начинающих фермеров в надежде осуществить желание приобрести новый трактор.

— Что имелось в твоем хозяйстве на момент получения гранта? Ведь с пустыми руками и только с бизнес-планом перед комиссией не предстанешь?

— На момент получения гранта был свой трактор, хотя и далеко не новый, 50 мясных коров, 47 телят нынешнего года рождения и около 400 гектаров земли в собственности и в аренде. Конечно, всем этим обзавелся не без помощи отца, и направление деятельности выбрал такое же, как у него, — мясное животноводство. Считаю, что заниматься им легче, чем молочным.

— Что ты должен приобрести на средства гранта, и что является конечной целью твоего плана? Какие обязательства берешь на себя, получая от государства 3 млн рублей?

— Если кто-то думает, что средства гранта — 3 миллиона рублей можно потратить, куда вздумается, то это далеко не так. На них я должен купить трактор с погрузчиком и 21 нетель — племенную телку, как предусмотрено в бизнес-плане. Эта покупка как раз обойдется в три миллиона рублей. На руки эти деньги никто не выдает, их перечисляют поставщикам, с которыми заключены договоры на покупку скота и трактора. Я выбрал не МТЗ, а YTO-X804 китайского производства с мощностью 80 л/с.
По бизнес-плану я обязан до конца года принять трех рабочих, официально их трудоустроить, соответственно выплачивать им заработную плату, делать все отчисления в фонды. При этом в течение трех лет никакой сдачи скота не предполагается, доход предусмотрен только от продажи сена. Через пять лет, к 2023 году, в хозяйстве должно быть 102 коровы, два быка-производителя и общее поголовье КРС — 214 голов.

— Что на сегодня уже приобретено из того, что планировалось по бизнес-плану?

— Взяты нетели в количестве 21 головы, это телки герефордской породы. Они, как положено, прошли карантин там, где их брали, и у нас. Я сказал, что их взяли, а не купили, неслучайно, потому что деньги за них не перечислены. Деньги лежат на лицевом счете в казначействе, но из-за ошибки, которая была допущена при регистрации предприятия, пока идут согласования и воспользоваться ими нельзя. Ошибка в том, что вместо единого сельскохозяйственного налога, предусмотренного для сельхозтоваропроизводителей, КФХ попало на общую систему налогообложения, которая предусматривает платежи налога на прибыль и налога на добавленную стоимость (НДС). А это увеличивает вложения собственных средств. Эта ситуация подпортила настроение. Вопрос решается, но, когда будет устранена досадная ошибка, думаю, не скажет никто. А новый трактор не помешал бы и в период заготовки сена, и сейчас, когда нужно готовить почву под посев многолетних трав, грузить перегной.

— Александр Владимирович, попутный вопрос, который невольно напрашивается при слове сено. С заготовкой кормов закончили?

— Да, закончили. Сейчас стоит задача вывезти 2500 тюков, планируем эту работу завершить в течение двух недель. Сенокосы расположены близко, самые дальние находятся на расстоянии одного километра. Тремя тракторами за день вывозим около 200 тюков. И тогда можно будет пасти скот на отаве.

— Ты упомянул о посеве многолетних трав: что и сколько планируете сеять?

— Посевом многолетних трав отец занимается не первый год. Сеет костер гектаров по тридцать. Семена заказывает в Кургане. Урожайность многолетних трав не идет ни в какое сравнение с той, что дают естественные сенокосы. Если внести удобрение, будет еще выше. Костер очень хорошо реагирует на органические удобрения. На поле, куда вывозили навоз, вырос такой, что идешь и только голову видно.

— Александр, твое фермерское хозяйство развивается параллельно с ЛПХ отца — Владимира Николаевича. И от этого вы выиграли оба. Он говорит, что с твоим приходом ему стало значительно легче работать. Если один из вас дома, то другой на стоянке, и все под контролем. А в чем твои плюсы?

— Плюсов много. Можно сказать, я пришел на готовое. Есть теплая база, телятник, родилка, сеновал и много чего другого. Если бы пришлось все начинать с нуля, это были бы колоссальные затраты. Чувствую себя уверенно, ведь рядом человек, который все знает, все умеет, подскажет, как лучше сделать.

— Что бы ты посоветовал тем, кто колеблется, раздумывает, принять участие в гранте или нет?

— В этом я не советчик, каждый решает сам…

— Спрошу иначе, о каких бы ошибках ты предостерег тех, кто решился последовать твоему примеру?

— Могу дать только один совет: быть внимательнее при оформлении документов, советоваться с теми, кто получал грант, консультироваться у специалистов, и тогда не возникнет ситуации, в которой оказался я.

— Александр, желаем тебе одного, чтобы проблема, с которой ты столкнулся, разрешилась как можно быстрее.

P. S. Пока готовился этот материал вопрос решился положительно.

Текст Надежды Зябловой, газета Солонешенского района «Горные зори». Фото Александра Тройнина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.