О педагогической системе Монтессори — из первых рук

О педагогической системе Монтессори написано немало. Отличить, что в этой информации зерна, а что плевелы, человеку без педагогического образования не так просто. Разобраться, как работает методика, мне помогала Елена Казакеева, руководитель единственного в городе Центра развития ребенка Монтессори.

Ребенок в центре внимания

Не один век прогрессивные учителя твердили, что воспитать гармоничную личность возможно, если педагог будет уважать ребенка и верить в него. Основой воспитания они называли свободное развитие. В начале 20-го века эти идеи наконец были восприняты, и, благодаря педагогам-новаторам, традиционная школа стала поворачиваться лицом к ребенку.

Одним из самых важных достижений педагогической науки на сегодняшний день стала новая роль учащегося. Он становится активным, инициативным, ответственным соучастником образовательного процесса. Отныне не воспитатель ведет ребенка, а ребенок ведет воспитателя за собой, а учебный процесс ставится в прямую зависимость от желаний ребенка и его природы.

Способ развития ребенка, связанный с такими качествами, как активность и деятельность, самостоятельность и творческая индивидуальность, самоконтроль и ответственность, называют субъектностью.

Для развития субъектности необходимо создать специальную среду. Именно этим занимаются в центрах Монтессори.

Не мешайте ребенку делать самому

Основная идея методики Монтессори в свободном воспитании, в признании за ребенком права на самостоятельный выбор занятий, индивидуальный темп работы и овладение знаниями и умениями в интересном для него занятии. При этом педагог только помогает ребенку, ничего не навязывая и не ставя рамки. Основной девиз метода Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Дисциплина достигается за счет того, что ребенок занимается тем, что ему нужно. Кроме этого, в центре действуют правила уборки за собой, работы на ковриках, тихого передвижения по классу, уважения свободы другого ребенка и другие.

Каждому возрасту — свое занятие

Мария Монтессори утверждала, что в разные периоды жизни ребенок восприимчив к определенному типу деятельности. Иначе говоря, если занятия соответствуют возрасту, малыш будет быстрее и с радостью их усваивать. Эти периоды называют сензитивными. У приверженцев методики Монтессори никогда не вызовет восторга заявление родителей, что их ребенок начал читать раньше, чем ходить. Всему свое время.

Например, периодом наилучшего восприятия порядка является возраст от 0 до 3 лет. Малыши в центрах развития приучаются убирать за собой и класть материалы на место. Монтессори выделяла следующие сензитивные периоды: период развития движений и действий (от 1 до 4 лет), сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет), восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет), период речевого развития и социальных навыков (от 2.5 до 6 лет). Зная о времени наступления основных сензитивных периодов, ребенку необходимо создавать условия, чтобы он мог упражнять мелкую моторику, речь, навыки социальной жизни, формировал первые понятия о цвете, форме, величине предметов. И здесь следует рассказать о развивающей среде и дидактическом материале Монтессори.

Развивающая среда

В центре развития Монтессори все дидактические материалы распределены по зонам: сенсорную, отвечающую за развитие чувств; математическую, содержащую материалы по развитию математических способностей; речевую, направленную на развитие речи, материалы по космическому воспитанию, центральная идея которого — познание человека во всем многообразии и сложности; и хозяйственную зону, содержащую материалы, необходимые для упражнений в практической жизни. Внутри каждой зоны материал располагается по принципу от простого к сложному.

При первом знакомстве с материалом педагог обязательно проводит презентацию работы с ним.

Поскольку в центре занимаются разновозрастные дети, материалы рассчитаны на все возрастные категории. Материалы легко доступны детям, но каждый имеется в одном экземпляре. Поэтому ребенку следует научиться ждать своей очереди, планировать занятия заранее, если он хочет первым получить материал, а также развивать способность договариваться.

Комментарии к «подводным камням»

Звучит завораживающе. Но с Еленой Казакеевой я решила поговорить о подводных камнях методики, о которых говорят и пишут критики.

— Елена, верно ли утверждение, что занятия в центрах Монтессори больше направлены на интеллектуальное развитие ребенка в ущерб творческой деятельности?

— Это один из популярных мифов. Да, в центре нет специальных творческих занятий, потому что мы руководствуемся желанием ребенка. Если ребенок хочет, он может рисовать, разукрашивать, вырезать. В процессе работы с любым материалом ребенок уже творчески мыслит.

— Ваша методика отвергает сюжетно-ролевые игры, чтение сказок. С чем это связано? Как мир фантазий может навредить ребенку?

— Когда дети из домашней среды приходят к нам, у них бывают проявления сюжетно-ролевых игр, но мы объясняем, что здесь мы так не делаем. Дело в том, что с помощью фантазий у ребенка может неправильно сформироваться представление о реальной жизни. Ребенку нужно объяснять реальность, как она есть, без помощи вымышленных ситуаций и персонажей. Мы читаем не сказки, а реальные истории из жизни их сверстников, если дети кулинарят, то это настоящий салат, который они сами делают в практическом уголке.
В данной среде дети играют в самих себя, проживают свою жизнь.

— Правда ли, что гиперактивным, шумным детям данная система не подходит?

— Это не так. К таким детям, несомненно, нужен особый подход. С этим справляются наши педагоги, очень сильно помогает среда. Важно добиваться, чтобы у такого ребенка проявлялось больше позитивных реакций, над этим мы работаем. Более того, у нас уже есть успешный опыт, когда ребенок стал спокойнее себя вести, начал спать днем и меньше выражать протестов на показ.

— Насколько органично данная методика вписывается в российскую действительность, которая по многим социокультурным параметрам отличается от западной?

— Методика подходит всем детям, т. к. она создана в первую очередь врачом. Все обучение строится на психических процессах развития ребенка, а мозг ребенка развивается одинаково независимо от того в какой стане он проживает. Выпускники детских садов Монтессори лучше концентрируются на уроках, их не нужно контролировать, они самостоятельные, понимают временные промежутки. Они активные, имею хорошие социально-адаптивные возможности, умеют разрешать конфликты. Исследования, проведенные Межрегиональной ассоциацией Монтессори доказывают, что выпускники детсадов успешно заканчивают школу и поступают в вузы. Дошкольный период ребенка является уникальным, та база, которая закладывается в этот период, повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.

Мнение замдиректора по учебно-воспитательной работе Зеленоградской гимназии Оксаны Березиной специально для «Бийского округа»:
— Субъект-субъектные отношения заложены в стандарт школы с 2011 года. Согласно этому стандарту учитель должен организовать учебный процесс так, чтобы ребёнок сам захотел получить новые знания. Если ребёнок привык к свободе и ему попался грамотный современный учитель, который смог сам себя перестроить и принимает детей такими, какие они есть, строит процесс, чтобы дети сами были вовлечены в деятельность, а не просто слушали учителя и пытались запомнить всё, что им говорят (а это скучно и неинтересно, потому что не запоминается), то таким детям легко. У авторитарного учителя такие дети могут попасть в число непослушных.

А что же родители?

Центр развития Монтессори в Бийске открылся в сентябре. Сегодня Елена проводит родительское собрание. Судя по тому, какие вопросы задают родители, не все до конца разобрались, что же кроется за благозвучным итальянским названием центра.

— Елена, насколько осознанный выбор сделали родители, когда привели своих детей в ваш центр?

— У части родителей выбор в пользу методики Монтессори обдуманный. Другим нужно время, они хотят понаблюдать за своими детьми. Им важно понять, насколько педагоги содействуют развитию ребенка, нужно увидеть промежуточные результаты. Многие шли не на методику, про нее еще мало знают. Пришли, потому что не нравился предыдущий детсад, посчитали условия нашего центра наиболее подходящими. Радует, что родители с удовольствием консультируются с педагогами.

— Как я понимаю, данная методика требует родительской поддержки вне стен центра. В этом плане вы проводите работу с родителями?

— Работа с родителями — это ключевая задача. Если методика не будет поддерживаться дома, два мира будут противостоять друг другу. Поэтому в нашем семейном клубе мы будем рассматривать все вопросы и темы, которые помогут развитию ребенка, будем объяснять философию методики. Самое важное, чтобы оба родителя понимали и принимали эту систему, и не шли в противоречие с нами и друг с другом.

Справочная информация: Н. М. Тарасова, Актуальность метода М.Монтессори в современном образовании

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.