Деревянная резьба — украшение старого Бийска

Кто-то скажет, что наличник – это пережиток прошлого, но разве можно представить русскую избу без кокетливых завитушек или строгих узоров на окнах? Ни один город в Сибири, да и во всем мире, не может сравниться по количеству великолепных по своим художественных достоинствам деревянных зданий, значительная часть которых является памятниками деревянного зодчества, с Томском. Бийск, имея в своей биографии купеческий период, тоже получил определенное наследство в виде деревянных построек и опыта предыдущего поколения мастеров резьбы по дереву.

 

В старину фасад дома воспринимался как его лицо, обращенное к внешнему миру, где фронтон виделся как «чело», а окна — как глаза. Да и само слово «наличник» можно расшифровать как «расположенный на лице». Первоначально наличники представляли собой четыре доски, прикрывающие стыки косяка и бревен сруба от холода и сквозняков. Декоративно оформлялась только верхняя доска. Ее украшали зубцами, квадратиками, ромбиками и другими фигурными порезками. Впоследствии орнамент стали делать и на других элементах наличников.

В начале XX в. большинство построек в Бийске составляли деревянные избы или дома-пятистенки, одно- или двухэтажные, приземистые, в основном, прямоугольные в плане. Более состоятельные горожане могли возводить жилища по типовым проектам Строительного отделения Томского губернского управления, что заметно выделяло их среди народных построек. Основным украшением домов был резной декор, само оформление им дома было престижно и дорого.

Резчики использовали хвойные породы деревьев: кедр, сосну как пластичные и долговечные материалы. Большой вклад в создание деревянного убранства Бийска на рубеже XIX-XX вв. внесли работники иконостасно-иконописной мастерской, организованной в 1885 г. и принадлежавшей Архипу Александровичу Борзенкову. Он сотрудничал с Алтайской духовной миссией, был церковным старостой Александровского собора в Бийске.

Родом он из Сросток. Перед революцией 1917 года это был самый крепкий в городе подрядчик по строительству церквей. Работало у него в мастерской по ул. Иркутской человек пятьдесят – столяры, живописцы, плотники и позолотники. Резчиков по дереву было семь. Сред них Пантелей Иванов, Петр Сухомясов, Иван Селиверстов, Чеботарев, Кутуков, Пятков… Бийские мастера имели возможность проявить себя свободно в украшении домов, именно это стало одним из условий всплеска мастерства, такой резьбы в Бийске.

В архитектуре деревянных домов Бийска были распространены архаичные наличники с прямоугольным завершением. Надоконная доска украшалась, как правило, скромно, геометрическим орнаментом в виде зеркально симметричных элементов или в виде бордюра.

Другой тип орнамента на наличниках – в стиле, условно называемом «барокко». В барочных наличниках верх надоконной доски мог иметь треугольную, прямоугольную или арочную форму с использованием декоративных деталей: розетки, вазоны, растительные орнаменты, например, трилистники, точеные или с насечкой шары.

Мнение исследователей о происхождении этого стиля неоднозначно. Одни связывают эти узоры с развитием городской культуры, архитектуры барокко, русского классицизма и других культурных направлений. С точки зрения других, подобные орнаменты имеют более древнее происхождение, связанное с языческими истоками. Наши предки с помощью наличников-оберегов защищали свои дома от нечистой силы.

Растительный орнамент считался символом нарождающейся жизни и плодородия. Вишня, символ девичьей красоты, должна была приворожить любовь. Ветка сосны – символ вечной жизни и юности. Виноградный мотив символизировал братство, доброжелательность и долговременную, верную любовь. Орнамент яблочек и слив должен был приносить мудрость и здоровье.

Все солярные знаки связаны с приобретением и приумножением как материальных, так и духовных благ и считаются очень сильными, мужскими знаками. Солнце изображалось в разных видах, и не всегда это был круг. Часто встречается его изображение в виде ромба с исходящими из центра лучами. В наличниках советского времени, а в особенности в послевоенный период, солярный знак превратился в цветочек, либо его заменяла пятиконечная звезда.

Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам — это все знаки воды, дарующей жизнь. Вода несет в себе сакральный смысл очищения. От нее зависит урожай и благосостояние семьи.

Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы — так обозначается вспаханное и засеянное поле. Поле – ромб или квадрат, разделенный внутри на четыре части. Возможны бесчисленные вариации с ромбами, квадратами и точками.

Женщина — берегиня. Иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей.

 

Самым загадочным мотивом в оформлении наличника считают дракона или ящера. Особенно важен он для тех, кто живёт на воде — озёрах и реках, и зависит от них — будь то ловля рыбы или торговый путь.

Полюбоваться на исчезающую красоту можно, прогулявшись по ул. Льва Толстого и ул. Советская, пер. Кузнечный, Партизанский и др.

Бийский краеведческий музей располагает образцами городского декора с геометрическим и богатым растительным орнаментом, выполненным в различных видах резьбы. В их числе высокие наличники, фризовые доски, треугольный фронтон крыльца, надворотная доска.

источники: А. Родионов «Красная книга ремесел», С. Соловьева «Резной домовой декор в собрании Бийского краеведческого музея им. В.В.Бианки»

фото Дарьи Пушковой

Комментарии (1)

    Аватар

    Да, были мастерские, которые специализировались именно на изготовлении наличников, работы было закидайся, а сечас делаешь что, за басценок, а заказчик, какой-нибудь торгаш или того хуже торгашка всю кровь свернут. Что говорить, как 17 извели русскую интелегенцию, все мы потомки «ШАРИКОВЫХ»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.