Дмитрий Ерошкин — об истории иконографии в контексте работы проекта «Крестный путь»

В Выставочном зале бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки с 14 июня по 4 июля работает международный выставочный проект «Крестный путь».  Здесь представлена икона в разных техниках, традиционная иконопись, декоративно-прикладное искусство, шитье, вышивание бисером и жемчугом, так же есть и резьба по дереву, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, как традиционной школы иконописи, так и современное видение на эту тему.

Более подробно об истории иконографии во время открытия международного выставочного проекта «Крестный путь» рассказал научный сотрудник Бийского краеведческого музея Дмитрий ЕРОШКИН:

— Есть предание, что благочестивый царь Авгарь попросил, чтобы ему сделали портрет Христа, но живописцу никак не удавалось зафиксировать Божественный образ. Тогда Спаситель сам прижал к лицу платок и на этом платке чудесным образом запечатлелся Его лик. Считается, что этот образ стал первым в истории иконописи. Также существует предание, что сам апостол Лука был первым иконописцем, который зафиксировал образ Спасителя. Этот образ потом везде транслировался. Но, конечно, исторической родиной икон, каноны которых потом широко использовалась в нашем отечественном искусстве, стала Византия. В частности, у нас на этой выставке представлены копии образа Владимирской Богоматери, которая была привезена в 12 веке на Русь из Византии ко двору Андрея Боголюбского и после стала национальной святыней России. С тех пор так сложилось, что эти иконы, особо чтимые, помогали в крайне сложные моменты в русской истории. Напомню такой момент: в 1395 году, когда армия Тамерлана подступала к границе Руси, на стены города Ельца выставили эту икону. Предание гласит, что город был обречен, его ничто уже не могло спасти, но в ночь перед решающим штурмом Тамерлану явился образ Богоматери, которая сказала, что если ты пойдешь дальше – погибнешь. А во время Великой Отечественной войны сам Сталин распорядился возить на самолете вдоль фронтовой линии эту икону. Помимо Богоматери Владимирской, в иконописном искусстве широко представлен весь пантеон православных святых, образы наиболее чтимых из них находятся на выставке – Спиридон Тримифунтский. Он почитается наравне с Николаем Мирликийским, Николаем Чудотворцем. Этот человек жил на Кипре в 3-4 веке нашей эры, то есть, он был современником Константина Великого. Ему приписывают необычные чудеса. Например, что когда его друга несправедливо посадили в тюрьму, и он поспешил к нему на помощь, на пути встала водная преграда. Тогда, вспомнив историю, как Иисус Навин проходил Красное море, он произнес те же самые библейские слова – и о чудо — вода разверзлась! Также ему приписывают чудо, связанное с тапочками, которые ему принадлежат, и которые всё время обновляют. Но каждый раз они вновь становятся стоптанными, как будто он всё время ходит по свету и невидимо помогает страждущим. На иконах обычно изображается и его духовный сан в виде омофория – епископское облачение. Он был епископом, как и Николай Мирликийский. На некоторых византийских иконах Иисус тоже изображён в голубом гиматии, который обычно носили царственные особы в Римской империи. То есть, цветом могло обозначаться статусное положение, что Христос пребывает во славе и является «царём царствующих». Со временем в православном искусстве выходит на первое место образ Богоматери, как посредницы между Христом, Богом – Отцом и людьми. И вот эта марианская традиция нас особо сближает с католическим миром, в котором также развито почитание святой Марии – главной посредницы между Богом и человеком, миром горним и дольним. Но в православном искусстве есть и ещё один женский образ, божественная ипостась – это София-Премудрость Божия, икона которой также представлена на этой выставке. Образ Софии идёт от ветхозаветной иудейской Шехины – Присутствия Божьего. Материальное проявление Бога во многих религиях почему то имеет именно женские черты, как, например, Шакти в кашмирском шиваизме. Теме икон посвящены очень интересные работы князя Евгения Трубецкого. Князь Трубецкой писал, что иконы – это прежде всего идеальный образ — не того человечества, в котором мы все пребываем – павшего, погрязшего в грехах, а именно эйдетического, соборного. Образ-икона и существует для того, чтобы стремиться к этому идеалу, подражать ему. В истории иконописи, правда, был период, это 8-й век н.э., когда она отрицалась даже в православном мире. Иконоборчество связано с императором Львом III Исавром. Фактически, это была политическая уступка, когда власти Византии, присоединив снова восточные провинции, уже
подвергшиеся влиянию арабского мира, где изображение Бога отрицалось, хотели их как бы снова интегрировать, пойдя на компромисс с исламским, апофатическим восприятием божественного. Но затем, спустя время, почитание икон вновь вернулось. Потому что икона – это еще и библиографика. Например, большинство людей в России даже в 19 веке не могли читать Библию на русском языке. На литературный русский язык она была переведена только в 70-х гг. XIX века. Русское Библейское общество пользовалось латинскими и французскими тестами Библии. Соответственно, читать на латыни, французском или старославянском могли только люди, которые имели специальное образование и знали языки, а простые люди даже и старославянский то не знали, и для них икона была единственной наглядной иллюстрацией жизни Христа и всей библейской истории в целом.

Поделиться в социальных сетях:

[SvenSoftSocialShareButtons]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.