Опыт малого бизнеса: история Ольги Ионенко и ее чайной компании «Altion»

Чем живет и дышит в Бийске малый и средний бизнес? Легко ли начать свое дело и чего это стоит? Эту тему мы обсудили с Ольгой Ионенко, директором компании «Altion». Ольга, ее семья и сотрудники занимаются производством и оптовой реализацией травяного чая, сборов и монотрав.

Ольга родилась и выросла в Казахстане, там же выучилась на картографа и в 90-е годы приехала работать на Алтай. Наш разговор состоялся в день открытия первого магазина компании в Бийске.

— Казалось, сейчас предприниматели, наоборот, уходят в интернет пространство из магазинов. Зачем вам платить аренду, содержать помещение и сотрудников?

— Так получилось. Наше производство сменило дислокацию на помещение с меньшей площадью, офис туда уже не помещался. Пришлось арендовать офис, но, чтобы он себя оправдывал, открыли заодно магазин.

— Ольга, сегодня важный для вас день, а с чего и когда началось ваше предприятие?

— Когда в Бийске закрылось геодезическое предприятие, я задумалась, чем заниматься дальше. В 2013 году в Манжероке, где живет моя мама, на многочисленных рынках для туристов я попробовала продавать травы. Сама собирала и продавала. Идея с травами мне понравилась, но просто торговать мне было неинтересно. Я хотела своими руками составлять травяные сборы. На тот момент я стояла в центре занятости, решила написать свой первый в жизни бизнес-план и получила субсидию в размере 60 тысяч. На эти деньги я оформила все разрешительные документы, оплатила услуги технолога и в 2014 году открыла свое предприятие, начала заниматься производством.

— Звучит так, словно свой бизнес – это легко и просто. Многие считают, чтобы начать, нужна классная идея, много денег, знания и предпринимательская жилка…

— Может быть, я была самоуверенная? Если бы я начала анализировать, что у меня есть, а чего нет, что умею и чего не знаю, я бы, наверное, не начала этим заниматься. У меня был интерес и желание к этому делу. И, конечно, я ощущала всегда поддержку в семье. Муж работал, поэтому я имела возможность как-то искать себя и пробовать. Тогда я не задумывалась об элементарных вещах, например, о конкуренции. Относилась так: получится – хорошо, не получится – значит, не судьба. Сейчас выхода нет, нужно дальше развиваться. Сын после окончания учебы включился в семейное дело. На нем интернет продажи, поиск клиентов, отгрузки, сейчас он в основном занят на производстве. Без него было бы сложно.
Моя бабушка собирала травы, лечила нас. А я в то время даже не подозревала, что потом буду читать ее книги про лекарственные травы и руководствоваться фармакопейными статьями из этих книг. Так что у меня не было никогда идеи, которую бы я тщательно вынашивала.
Денег нужно, действительно, много. Только за оформление разрешительной документации я заплатила 15 тысяч, чуть больше отдала за работу технолога – это были приличные для меня суммы. Поэтому я воспользовалась субсидией центра занятости. Потом взяла деньги на развитие в муниципалитете, можно сказать, мне повезло с грантами.
За эти годы я прошла обучение в бизнес-инкубаторе, училась по губернаторской программе подготовки руководителей и предпринимателей. Многие темы открывала для себя с нуля.

— Расскажите о первых шагах в бизнесе, как это выглядело 4 года назад?

— Первое время я с семьей сама собирала травы, сами сушили, сами фасовали. Это были маленькие партии. Тогда мы больше экспериментировали, смешивали разные вкусы трав. Я изучала старую советскую литературу. Все наше производство – это маленький цех. Мы создали небольшую линейку сборов, начали выпускать. Потом постепенно расширяли ее, получая отклики и запросы от наших клиентов на новые сборы. Когда заказов стало больше, мы наняли людей.

— А сейчас что собой представляет ваше дело?

— Сейчас наше производство состоит из небольшого цеха фасовки, склада, с которого мы осуществляем оптовые поставки. Мы создали домашнюю винокурню, чтобы делать сборы со специями, травами, корешками для домашних бальзамов и настоек. У нас появилась возможность делать плитки прессованного чая, своеобразного подвида пуэра. Он проходит дополнительную ферментацию и может храниться в течение нескольких лет.
Всего в нашем ассортименте сейчас 120 наименований фиточая, более 200 наименований монотрав, 16 позиций сборов из домашней винокурни, капорский чай и плитка.

— Ольга, поделитесь, какие настроения сейчас доминируют в предпринимательской среде?

— Настроения, можно сказать, упаднические. Платежеспособность людей упала. Очень тяжело стало даже на севере, где доходы людей всегда были выше. Некоторые не выдерживают, закрываются. У меня уже несколько раз с момента открытия была мысль, как хорошо работать в организации (улыбается): отработал, пришел домой и голова больше ни о чем не болит. Но по моей специальности здесь работать негде, а что-то новое я уже не потяну.

— Какой выход видите для себя?

— Нужно увеличивать объемы. Стараемся. Наша продукция отличается тем, что у нас ручное производство, мы не можем делать большие партии, чтобы зайти в сеть, делаем упор на качество. Тщательно выбираем сырье. Сборы трав мы делаем по заявке. Чтобы не улетучивались эфирные масла, сборы мы фасуем непосредственно перед отправкой, людям уходит свежий сбор. В месяц мы отгружаем тысяч на 500, но прибыли не совсем хватает на развитие, львиная доля уходит на зарплату, налоги. Движемся не быстро, но все же за эти годы расширилась база клиентов, объемы, количество сотрудников. Сейчас больше осваиваемся на этом этапе.

— Пройдя определенный путь предпринимателя, что посоветуете тем, кто мечтает о самозанятости?

— Я настаиваю на том, что для любого проекта нужно составлять бизнес-план, пройти обучение. Тогда сам увидишь, где у проекта слабые стороны, есть возможность что-то изменить на раннем этапе. Конечно, при этом важно не убить энтузиазм. Внутренний настрой определяет многое.

— Ольга, последний вопрос – вы пьете обыкновенный черный чай?

— Конечно (смеется). Я родом из Казахстана, люблю черный чай с молоком, а вместо зеленого завариваю травяной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.