Как разговаривать со своим ребенком. Советы психотерапевта

Порой общение с близкими людьми дается с трудом. Родители не могут найти общий язык с подростками, взрослые дети редко звонят пожилым родителям. Как правильно выстроить диалог? Ответ на этот вопрос подсказала врач-психотерапевт высшей квалификационной категории Елена Коснырева.

Ребенок-подросток не считается с моим мнением, как выстроить диалог?

— Первое. Для того чтобы выстраивать диалог с подростком, важно в первую очередь определить для себя самого цель. Что вы хотите получить в итоге? Когда вам будет понятна цель, будет ясно к чему вам вести ребенка.

Второе. Определить и понять потребности ребенка, что он своим поведением демонстрирует? Когда вы будете понимать потребности ребенка, то этот диалог будет настраиваться сам собой. А все потому, что вы будете его слышать, а не настаивать на своем видении, которое разнится с мнением ребенка.

Третье. Вера в самого ребенка, потому что все подростки пытаются утвердиться в своей самодостаточности, они пытаются как раз таки отделить себя от семьи и от взрослых. Подростку важно осознавать, что он сам может что-то делать и предпринимать. И вот когда он будет чувствовать веру внутри себя, то ему будет спокойней, и конфликтные ситуации пройдут. Родитель будет давать ребенку веру и понимание того, какие у него есть хорошие качества, как он может их развивать и поддерживать. Когда ребенок чувствует веру, он одновременно чувствует принятие себя как личности.

Иногда какими-то протестными формами своего поведения подросток пытается получить внимание, которое он не получает в повседневности. И поэтому зачастую дети наращивают себе дреды, делают татуировки, пирсинг, волосы красят в какой-то непонятный цвет. Для чего? Да потому что они не могут получить внимание от родителей в обыденности, и стараются сделать это другими способами, привлекая внимание к себе по-другому. Как это обычно звучит: «Мама, налей мне, пожалуйста, чаю». И здесь ребенок не требует, для него это будет жестом внимания. Когда мама нальет ему чаю или скажет какое-то доброе слово, тогда он будет чувствовать то недостающее внимание. А если ему на такой обыденный вопрос отвечают: «Ты не маленький, сам налей», то, не получая внимания, подросток зачастую начинает выражать это в протестных формах. И поэтому важно дать внимание в бытовой повседневности. Самостоятельно подумать, как вы можете уделять ребенку внимание, принимая тот факт, что он сейчас такой ершистый, колкий и прочее.

«Ребенок-подросток не считается с моим мнением», здесь с психологической точки зрения стоит обратить внимание на формулировку утверждения. Если ребенок не считается с мнением родителей, он зеркалит. Либо ваше отношение к самому себе, когда вы тоже со своим мнением не считаетесь. Таким образом создаете ребенку условия в которых ваше мнение может обесцениваться, и таким образом позволяете ему не прислушиваться к вам. Это вопрос длительного предшествующего воспитания. Либо вы сами не прислушиваетесь к мнению ребенка, и он зеркалит именно ваше отношение к нему. И если говорить о глубинной проработке отношений с подростком, стоит обратить внимание на этот момент.

Последнее и самое важное. Любите себя и от избытка любите своего ребенка. Видя то, что родители активные, энергичные, жизнерадостные — ребенок фактически копирует поведение родителей. Выстраивает активную позицию и проявляет себя соответствующим образом. Когда счастливы родители — дети тоже счастливы, и поэтому нужно уделять время себе и становиться счастливыми.

Дети выросли, звонят редко или по делу. Хочу с ними общаться, но боюсь быть навязчивой. Как быть?

Построить открытый диалог со своими детьми. Это то, что у нас в обществе активно подавляется, нам запрещается проявлять свои чувства, эмоции и мы чаще всего пытаемся не показывать их. Или показываем каким-то сторонним способом, говорим, что нам неприятно, обижаемся, показывая таким образом, что нам плохо без общения. И это обратная сторона медали, потому что эффекта такая поведенческая модель не даст. Здесь важен открытый диалог. Важно поделиться своими чувствами с детьми, чтобы они понимали, что с вами происходит и что для вас это регулярное общение важно. Можно просить их о какой-то помощи. Можно подробно поговорить, и выстроить четкий график, выделить специальный день для общения, и встречаться, когда это удобно всем.

У нас в менталитете есть такой момент, мы привыкли думать, что человек ценен своим трудом. И люди измеряют свою ценность через трудовые заслуги. Поэтому, выходя на пенсию, люди не знают для чего дальше жить, не видят смысла в своей жизни. Мужчины, к сожалению, часто уходят из жизни в этом возрасте. А женщины переключаются на своих детей и внуков. Вот тут важно найти для себя занятие и дело по душе, которые будут приносить удовольствие. Будь то кружок по пению, вязанию или спортивные занятия. Когда у вас есть какие-то дела и занятия в определенные дни, когда присутствует общение с другими людьми, вы компенсируете необходимость в общении и получаете внимание. Попросите детей звонить вам как раз в те дни, когда вы свободны от занятий и более остро чувствуете потребность в общении. Вот такой открытый диалог будет способствовать близости и пониманию между вами и детьми. От того, что вы открыто выражаете свои чувства, они становятся понятными для другого человека, это формирует близость и доверие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.