Николай Гейвах: великий провокатор, часть 2

Предлагаем вашему вниманию продолжение статьи Виктории Тарасенко об одном удивительном человеке, любезно предоставленную газетой «Деловой Бийск». Начало находится по этой ссылке.

«Гейвах! В театральном будешь учиться!»

Каким же образом в жизнь музыканта и тусовщика вошел театр?

В 1988 году товарищ уговорил Николая попробовать вместе поступить заочно в институт культуры. Уговорил — даже громко сказано. Скорее, договорились прокатиться в Барнаул, «потусить» пару дней в общаге «кулька».

Для проформы Гейвах подал документы на режиссера праздников, иначе в общагу бы не пустили. И вот, сидит, ждет своей очереди. Забегает педагог — волосатый, бородатый, в джинсе, казаках. Весь как на шарнирах. Вид прямо сумасшедший. Глянул на абитуриента.

— Сочиняешь?!
— Ну да.
— Стихи пишешь?
— Ну да
— Как фамилия?! На театральном будешь у меня учиться!

Вырывает из рук документы и напоследок кричит: «Если комиссия спросит, зачем тебе это, скажешь, хочу создать музыкальный театр!».

И вот, впереди на творческий конкурс. Вокруг абитуриенты, которые Станиславского «на зубок». А у него только — гитара и собственные песни. Подготовки к экзаменам — ноль. Незавершенная учеба в музыкальном училище Новосибирска. Скажем прямо, так себе характеристика.

Подошла его очередь. Спеть и сыграть на гитаре, конечно, труда не составило. Пришлось даже процедить сквозь зубы: «Хочу создать музыкальный театр». Ведь тот самый «на шарнирах», который оказался ни кем иным, как его будущим наставником Владимиром Галаниным, всячески поддерживал его пантомимами прямо из рядов экзаменаторов.

Но держался при этом Гейвах дерзковато. Явно рассчитывал на долгожданный провал. И зря. Алтайский институт культуры гостеприимно распахнул перед ним свои двери.

— Когда попал в этот «дурдом», с удивлением понял, что все говорили на том языке, на котором я говорил сам с собой с детства. Это был мой мир, мои люди. Я как будто вернулся домой. На сцене не играл, а просто был собой, был искренним, настоящим.

В 29 лет Гейвах окончил институт культуры в Барнауле. Но институт так просто его не отпустил. Ему было предложено остаться на кафедре в качестве преподавателя.

«Какая кафедра? Рок-н-рол моя дорога», — попробовал возмутиться будущий преподаватель. Но педагоги строго сказали: «Коля, а кто если не ты?».

В течение 20 лет он работал в различных театральных вузах страны, за это время у него появилось немало одаренных, талантливых выпускников. Среди бывших студентов — главный режиссер Бийского драматического театра Михаил Вороновский, а также Александр и Александра Макелько, которые долгое время после окончания учебы работали в нашем театре и были одними из ведущих актеров труппы.

Остап и Андрон

Если с женами у Гейваха, мягко говоря, напутано (об отношении режиссера к любви и женщинам можно написать целый философский трактат), то с детьми вся ясно: самые любимые, самые дорогие, лучшие друзья и соратники.
Сыновья 30-летний Андрон и 21-летний Остап со своим отцом на одной волне. Они буквально прожили с ним многие творческие периоды: подготовку спектаклей, запись альбомов, переезды, создание различных арт-пространств, жизнь в Аскате. С детства впитали дух свободы, творчества и путешествий.

Как-то Остап попробовал подсчитать школы, в которых он учился. Получилось, что на 11 классов пришлось девять школ! Кстати, на одну школу он «обогнал» старшего брата, тот сменил «всего» восемь.

Интересно бы послушать, а что о режиссере думают сами дети? И вот, что мне написал Остап:

— Папа рассказал мне много жизненных истин. Главные — про преданность делу, честность и любовь. Это не просто опыт работы в театре или музыке, он понимает, что делает еще и потому, что он учил и наставлял этому людей. Ему благодарны все — от его учеников до друзей-профессионалов. Как сыну мне приятно чувствовать себя его коллегой. Сейчас у него не очень легкая полоса. Не в первый раз ему приходится руководить творческими проектами, а теперь он с нуля собирает «машину» для производства почти любого пространственно-временного искусства. Представьте себе «театр в горах», романтично, но без раскачки, даже дом культуры в обычном городе не заработает славу, а в Чемале на 100 км вокруг 200 человек живет. Но несмотря на трудности, надеюсь, Дом Без Крыши будет собирать народ и согревать сердца.

Сейчас оба сына живут в Москве, но являются главными «спонсорами» папиного арт-табора.

А теперь подрастает и 6-летняя дочь Риммуля. Пока она еще маленькая и живет с мамой. Ее участие в творческих проектах папы впереди, хотя, судя по фотографиям, за барабанной установкой она с трех лет.

Бунт студентов и пожар

В Омске у Гейваха был «шанс» начать спокойную, оседлую, зажиточную жизнь. Он переехал в этот город из Москвы, начал преподавать в Омском государственном университете, набрал свой курс по подготовке артистов музыкального театра.
Преподаватель купил дачный домик, оборудовал там очередную студию. И постепенно начал обрастать качественной аппаратурой. Так, одна киношная кран-стрелка стоила 8 тысяч долларов…

— Люди, которые меня знали как бродягу, приходили и говорили: «Коля, так ты же состоятельный человек». Не сочеталось это со мной.

Жизнь как будто бы наладилась, но…

— На нашей кафедре режиссуры учебный процесс был отвратительно организован, — вспоминает Николай Николаевич. — Однажды я высказал возмущение, что перед самым дипломным показом меня снова заставили печатать программу специализации артистов, сорвав весь рабочий процесс. Принесенные мною заранее документы куда-то пропали. В целом, претензий накопилось много.

В итоге в марте 2011 года Николай Гейвах совместно со студентами создал 40-минутный разоблачающий документальный фильм, который выложил у себя на Ютуб-канале и не только. В фильме педагоги и студенты обвинили заведующую кафедрой в вымогательствах, неисполнении служебных обязанностей, фактически, в неведении педагогического процесса. Фильм вызвал бурную реакцию общественности и «разбор полетов» внутри учебного заведения. Создатели фильма своего добились, заведующая кафедрой место работы потеряла.

Параллельно Гейвах начал получать анонимки с угрозами, в том числе, с угрозами поджечь дом. Это его не остановило.
И однажды случился пожар! В огне сгорело почти все: личные вещи, дорогая аппаратура, детские фотографии, важные документы и даже контракт с «Альфа Рекордз»…

— Я в окно выбросил самое ценное: гитары, компьютер, фотоаппарат. И сам в тапочках выбежал. Хорошо, что паспорт был в куртке. Остальное все сгорело. Восемь пожарных расчетов приезжало. Я так смотрел на огонь и думал: «Ага, Коля. Тебе ж сказали, рано! Вон, бери свои гитары, и дальше попер…»

Дом без крыши: арт-табор в Чемале

Сложно представить причину, кроме «интересно», которая могла бы привести Гейваха этим летом 2019-го на задворки администрации села Чемал республики Алтай. На голое место со стенами вместо забора. Без денег, без удобств. Зато с крутой идеей — создать здесь Арт-табор «Дом без крыши», летнее пристанище творческих, самобытных, одаренных странников и странниц.

— Вот стою, в Чемале, на поляне, в разваленном доме без крыши, живу прямо тут в палатке, — говорит Гейвах. — Что-то колочу. Дождь. Тяжело. Тук-тук-тук. А потом вспоминаю, что с раннего детства меня манил цыганский табор. И тут понимаю, это и есть мой табор. Я делаю арт-табор. И здесь я по-настоящему дома.

Понятно, что такой авангардный проект никто не финансирует, он существует исключительно на пожертвования
— Да как-то Бог посылает, вообще не парюсь на счет этого, — объясняет он свою позицию на счет денег. — Приехал с пустыми карманами. Но у меня не было ни единого дня без кофе, интернета, еды. Сначала сыновья помогали. А потом люди начали деньги присылать: кто сто рублей, кто пятьсот. Номер моей карты есть в соцсетях, каждый может поддержать проект.

Сначала режиссер жил один: расчищал поляну, строил объекты первой необходимости, монтировал видео, играл на гитаре. Ход стройки, свои мысли транслировал на ютубе. Потом начал подтягиваться народ из разных городов России: волонтеры, актеры, художники, поэты — каждый со своей творческой программой. И вот, на подмостках идут спектакли, проходят авторские вечера, вечеринки. И опять же, обо всем Гейвах рассказывает на Ютуб-канале «Арт-табор».

Нередко его видеоролики получаются лирические и даже задумчиво-грустные, ролики-исповедь, ролики-настроение, ролики-стеб, ролики-самоирония. Он вспоминает прошлое, маму, задается вопросом, а правильно ли он живет, и могло ли все быть по-другому?

Рассуждает он в одном из них:

— Порой смотришь на это все, на лужи… сидишь в студии, оттуда капает (камера показывает необустроенный быт, — прим. корр.). Вот, смотришь на это все и думаешь, нормальные люди так не живут. А с другой стороны, положа руку на сердце, ну как-то все равно весело! Скоро осень, а люди все едут и едут. И в начале осени еще будут мероприятия… Маму вспоминаю. Они говорила: «Вот ты вечно что-нибудь придумаешь»… Я вечно что-нибудь придумываю. Горы придумываю, облака, дождик придумываю и дом без крыши…

А что дальше? — задаю ему финальный вопрос.

— Дорога, — отвечает он. — Я всегда начинаю с нуля. У меня всегда все впереди. И в этом — кайф.

Да здравствует искусство!

Товарищи! Друзья! Не проходите мимо нашего балаганчика, не торопитесь по своим делам, остановитесь на минутку!
И вы увидите очередное представление! Не простое и не пустое, не коммерческое и не хайповое. Это будет исповедь, откровение. Это будет признание и покаяние. Театр — храм! Сцена — исповедальня. Музыканты, артисты, поэты прошлого — все они «рвали душу», а теперь наш черед!

— У артистов должна быть врожденная потребность публичного раскаяния, — говорит Гейвах. — Настоящий художник всегда на грани. Он должен быть голым, максимально чувствительным, открытым. Слушать себя, свое сердце, свою душу, слышать себя настоящего. И не бояться, что его могут обидеть. В актеры ищут не опытных, а чистых. Которые реагируют естественно, непосредственно. Которые умудрились сохранить детство.

Художником невозможно быть без гражданской позиции.

— Суть драматургического искусства — в конфликте. Дураки и шуты что всегда делали? Провоцировали! Выходили и говорили правду. Вот и все, это наша задача, говорить правду. Сказал, башку отрубили, ну и ладно. А если боишься — ну тогда и вовсе не выходи.

Комментарии (2)

    Николай очень замечательный человек.Мы с ним участвовали в поисках человека.Многосторонний интересный,отзывчивый и просто солнечный.Спасибо за статью.Было интересно прочесть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.