СМУ-4. Люди, построившие город. Глава 24

Продолжаем публикацию книги о строителях Белокурихи «СМУ-4. Люди, построившие город», глава двадцать четвертая «Время Александра Нагорного». Предыдущая глава здесь.

В марте 1985 года Вячеслав Кобелев оставил пост начальника СМУ-4 «Сибакадемстроя», его сменил Александр Иванович Нагорный.

Александр Иванович родился 4 февраля 1950 года в городе Гурьевске Кемеровской области. Получил высшее образование, закончив в 1972 году Новосибирский институт водного транспорта. В марте 1985 года был назначен начальником СМУ-4. В 1986 году принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. В сентябре 1988 года был переведен в управление строительства «Сибакадемстроя», его преемником стал Владимир Герман.

Вот как Александр Нагорный сейчас вспоминает свою работу в качестве начальника СМУ-4 в Белокурихе:

«В СМУ-4 я пришёл в феврале 1985 года, после того как Вячеслав Кобелев ушёл на повышение. До этого я работал в СМУ-8, которое занималось строительством заводов в Калининском районе Новосибирска. Среди всех СМУ в составе «Сибакадемстроя» четвёртое было самым большим по административно-управленческому составу со всеми отделами и службами. Оно отличалось тем, что выполняло весь комплекс работ — начиная от землеройных и заканчивая отделкой. Конечно, это было эффективным, так как все работы сосредотачивались в одних руках. И для меня руководство СМУ-4 стало хорошей школой. Моим заместителем остался Анатолий Фарафонов, который работал при Кобелеве, все руководители отделов и участков тоже продолжили работу на своих местах — с собой я никаких новых людей не привозил.

С председателем горисполкома Белокурихи Александром Бенгардтом у нас сразу установилось хорошее взаимодействие, мы и до сих пор поддерживаем прочные дружеские отношения.

В 1985 году в Белокуриху в последний раз приезжал Ефим Славский. По традиции Белокуриха была последним пунктом его облёта всех объектов Минсредмаша, начиная с Дальнего Востока. Я доложил ему о положении дел на стройке. А в 1986 году вскоре после аварии на Чернобыльской АЭС он был отправлен на пенсию.

При мне новосибирские строители принимали участие в строительстве объектов БАМа. Строительство станции Постышево в 250 километрах от Зеи (Амурская область) было поручено Новосибирску, под этот проект создали организацию «НовосибирскБАМстрой» под руководством Рудольфа Предтеченского. Железнодорожный вокзал на станции был построен непосредственно «Сибакадемстроем».

При мне сдавался детский сад в селе Алтайском, который начинали возводить при Кобелеве. Когда я заступил на должность, там уже велись отделочные работы.

Поучаствовали мы в строительных работах и в Бийске. Начальник Третьего главного управления Министерства среднего машиностроения Виталий Коновалов (в 1989 году он стал министром атомной энергетики, когда к Минатому присоединили Минсредмаш) приезжал в Бийск, где предложил провести реконструкцию завода «Молмаш». Почему такое внимание «атомного» министерства к предприятию, изготовлявшему оборудование для пищевой промышленности? Тогда как раз начиналась конверсия, в рамках которой Минсредмашу поручили заниматься в том числе и молочной промышленностью. Директор завода, ошалевший от такого внимания, попросил построить для «Молмаша» ещё «какой-нибудь домишко». В итоге СМУ-4 построило для работников завода несколько девятиэтажек.

С Коноваловым мы по поводу «Молмаша» ещё встречались в Москве. Помню, как зашёл в приёмную Коновалова и сел в очередь. Впереди меня в ожидании приёма — министры, генералы… Выходит из кабинета Коновалов, видит меня и говорит: «А ты чего тут сидишь? Заходи!» Захожу, и он без лишних вопросов подписывает мне все бумаги.
Город Белокуриха в то время всё ещё походил скорее на деревню, но его облик уже менялся. При мне на въезде в город были построены три крупнопанельных дома, которые сразу стали заметными на общем фоне. Утром по дороге на работу я всегда заходил на стройку панельных домов, поскольку они нуждались в «ручном» управлении. Любой простой на этих объектах был чреват срывами планов.

Жильё и санатории для профсоюзов мы строили по совместной программе ВЦСПС и Минсредмаша. Местные власти попросили построить еще и больницу, я пошёл навстречу, хотя сделать это в условиях планового хозяйства, когда распределение всех ресурсов было под строгим контролем, оказалось непросто. Получил даже выговор. Но дело было сделано — менее чем за три года мы построили больницу, а вводили её в строй уже тогда, когда я уезжал. Больница тоже была у меня на пути, поэтому её, как и панельные дома, я навещал чаще других объектов.

В то время у нас резко выросло выполнение плана, предприятие работало рентабельно, в нём трудилось около 500 человек. Каждый год мы сдавали по 100 квартир, и очередь на их получение среди работников СМУ-4 быстро сокращалась. Поэтому работать у нас считалось почётным.

В курортной зоне за три года моего руководства был сдан санаторий «Россия» и доведён до крыши третий спальный корпус санатория «Алтай» на 370 мест, столовая в курорте на 1044 места с четырьмя залами, прошла реконструкцию первая котельная — энергоцентр построили уже потом. «Россия» для меня стала самым значимым объектом — за этот санаторий в Москве нам вручили премию ВЦСПС. «Нам» — потому что этой премией отметили и СМУ-4, и проектировщиков санатория, словом, всех, кто приложил руку к его строительству.

В сентябре 1988 года меня направили снова в СМУ-8 начальником, а ещё через три года я стал заместителем генерального директора «Сибакадемстроя» Геннадия Лыкова, и в этом качестве проработал ещё девять лет. Но в Белокуриху я ездил потом очень часто, последний раз был там в 2015 году. Многие до сих пор меня узнают, хотя в следующем году будет уже 30 лет с тех пор, как я там не работаю».

Предыдущие главы:

Глава 1 «Время почтовых ящиков»

Глава 2 «Минсредмаш становится генеральным подрядчиком».

Глава 3  «Славский — легендарный атомный министр».

Глава 4. «Знакомьтесь, «Сибакадемстрой».

Глава 5. «Николай Иванов, начальник САС».

Глава 6. «Геннадий Лыков. Человек-эпоха».

Глава 7. «Степан Малахов готовит базу»

Глава 8. «Ветераны войны в рядах СМУ-4»

Глава 9. «Владислав Бисеров, преемник Малахова»

Глава 10. «Вячеслав Кобелев: эпоха расцвета СМУ-4»

Глава 11. «СУ-1: Первый, строительный»

Глава 12 «СУ-2: Монтаж высокого класса»

Глава 13. «СУ-3: благоустройство и озеленение»

Глава 14. «СУ-4: четвертый отделочный»

Глава 15. «Автобаза № 4»

Глава 16. «Участок механизации»

Глава 17. «Техника безопасности и охрана труда»

Глава 18. «Военные строители»

Глава 19. «СМУ-4 и… хоккей».

Глава 20. «Плановый отдел»

Глава 21. «Отдел снабжения»

Глава 22. «Отдел труда и зарплаты»

Глава 23. «Столовая СМУ-4»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.