Елена Сидоренко: «Для изучения иностранного языка нужен труд»

Уже в следующем году девятиклассники будут сдавать основной экзамен по иностранному языку, а еще через два года предмет войдет в число обязательных на ЕГЭ. На вопросы «Бийского округа» о школьной программе, причинах обращения в языковые центры, мотивации и сложностях в изучении иностранного языка ответила преподаватель иностранных языков Елена Сидоренко, мама, педагог с 20-летним стажем, которая не так давно открыла свой языковой центр.

— Елена, по какой причине родители отдают детей в языковые центры или нанимают репетиторов по иностранному языку? Это как-то связано с тем, что родители не разбираются в предмете и поэтому не могут помочь ребенку?

— Я бы не сказала, что родители отдают детей из-за того, что сами не разбираются в предмете. Зачастую это связано с современным ритмом жизни, у родителей не хватает времени, чтобы заниматься с ребенком дома. Им проще снять с себя этот груз и поручить ребенка опытному педагогу. Тем более, что занятия в группе, нахождение в социуме полезны и очень нравятся детям.

Раньше, когда преподавание иностранного языка начиналось с пятого класса, детям было намного проще изучать его без помощи родителей. В этом возрасте ребенок более осознанно подходит к изучению предметов. Сейчас язык начинают изучать в начальной школе, а родители не владеют методикой, чтобы помогать усваивать знания своему второкласснику.

Еще одна причина востребованности дополнительных занятий связана с введением обязательного экзамена по иностранному языку. Естественно, родители озабочены тем, как ребенок сможет с ним справиться.

— Какие сложности или недостатки школьной программы привели к росту спроса на дополнительные занятия по английскому языку?

— Когда вводили иностранный язык в начальной школе, столкнулись с проблемой, что учителя, которые преподавали язык с пятого класса, не владели методикой обучения детей младших классов. Начинали учить неправильно, в результате дети не усваивали материал. У детей в начальной школе ведущий вид деятельности — это игра. Акцент следует делать на развитии образного мышления, дети не готовы к усвоению знаний левым полушарием мозга. Нехватка опытных учителей стала первой проблемой.

Во-вторых, прежде чем остановиться на учебнике Spotlight, наиболее подходящем для обучения детей со второго класса, пришлось перепробовать несколько учебно-методических комплексов. Все они по разным причинам не приживались, что не способствовало выстраиванию хорошего образовательного процесса.

— Знание иностранного языка в современном обществе становится необходимостью, правда, дети об этом еще не знают. Как работать с недостатком мотивации к изучению языка у ребенка? Какова роль родителей и учителя в этом?

— В начальной школе важно не наделать ошибок. Главная задача учителя младших классов — не научить правилам грамматики, а привить интерес к предмету. Осознанно изучать иностранный язык ребенок начнет только с пятого класса.

Родители своими высказываниями, сравнивая свой опыт изучения языка с методикой учителя, не должны формировать у ребенка негативное отношение к языку и навязывать ему свое мнение. Учитель и родители должны решать все вопросы, связанные с методикой преподавания, наедине.

— Что делать родителям, чьи дети не успевают по английскому языку?

— Важно помнить, что научить языку можно любого человека. Мой опыт говорит о том, что основная причина неуспеваемости по английскому языку — лень. Для изучения иностранного языка недостаточно поприсутствовать на уроке или в языковом центре. С определённого момента требуется зубрить новый материал. Лексика уровня начальной школы позволяет детям запоминать новые слова с помощью образов, но, начиная с пятого класса, лексика другая, ее нужно учить наизусть. Без словарного запаса невозможно двигаться дальше и обучать грамматическому материалу. Дети ленятся, а у родителей нет времени, чтобы с ними заниматься. Однако, языковые центры и репетиторы — не панацея, для изучения языка нужен труд.

— Елена, насколько, по-вашему, оправдана сложная программа изучения английского языка в наших школах? Стоит ли настолько углубленно изучать грамматику, которую в разговорной речи не употребляют даже носители языка?

— Для разговорного языка, возможно, знать все нюансы грамматики и необязательно. Важно другое: при изучении иностранного языка в мозгу происходят процессы, аналогичные тем, что происходят при изучении высшей математики. Многие европейцы и американцы, уходя на пенсию, начинают изучать иностранный язык, чтобы активизировать умственные процессы и отодвинуть старость.

И хотя иностранный язык считается гуманитарным предметом, с высокой долей вероятности можно утверждать, что ребята, у которых отличные оценки по математике, преуспеют и в изучении второго языка.

— Если ученик вашего центра отстает от школьной программы, как вы поступаете?

— Данная проблема актуальна для учащихся 3–4 классов, которые не усвоили программу первых лет обучения. Естественно, сначала мы работаем над тем, чтобы дотянуть их до того уровня, который они проходят в школе. Мы интенсивно повторяем программу второго класса, в первую очередь учимся читать.

— Ваш центр открылся не так давно, вы уже успели ощутить разницу между тем, чтобы быть учителем в муниципальной школе и учителем-предпринимателем? Как вы чувствуете себя в новой роли?

— В школе учитель действует строго в рамках программы. У него нет возможности задержаться на какой-либо теме, независимо от того, все ли дети усвоили материал, потому что дату контрольной работы перенести нельзя. Показателем работы учителя являются оценки ученика.
Теперь я сама определяю программу, ориентируясь на способности и потребности детей. Результатом работы стали истинные знания, а не оценки. В то же время я чувствую большую ответственность перед родителями. Я сама себя оцениваю по успехам детей, запрашиваю информацию у родителей об успеваемости, о том, есть ли сложности с выполнением домашних заданий. Словом, большая свобода требует большой ответственности.

Для справки:

Елена Сидоренко окончила факультет иностранных языков Бийского педагогического института (ныне АГГПУ им. В. М. Шукшина). По окончании института работала в гимназии № 1, общий педагогический стаж составляет почти 20 лет. До 2006 года Елена работала в среднем и старшем звене, а затем перешла в начальную школу. Признание ее методики работы с школьниками начальных классов отмечено победой в конкурсе «Учитель года» в Бийске и званием лауреата краевого конкурса «Учитель года».

Языковой центр «TEAM-ka» набирает детей в возрасте с 6 до 12 лет для занятий английским и немецким языками. Абонентская плата за обучение — 1500 рублей в месяц (1200 рублей для детей 6 лет) с возможностью перерасчета за пропуски по уважительной причине до 50% от стоимости обучения. Занятия проходят 2 раза в неделю по 60 минут. Записаться на занятия можно по адресу: ул. Ломоносова, 52, каб. 4.

Это интересно

С 2022 года ЕГЭ по иностранному языку станет обязательным, а с 2020 года ученики девятых классов будут сдавать основной экзамен по этому предмету. Несмотря на обращение Национального родительского комитета в Министерство просвещения с просьбой отменить обязательный экзамен, ведомство отказалось это делать.

Свою просьбу родители мотивировали дополнительной нагрузкой для школьников при подготовке к экзаменам, а также низким уровнем преподавания иностранных языков во многих школах.

Позиция Минпросвещения заключается в том, что знание иностранного языка – важный и востребованный навык на рынке труда, и необходимо обеспечить возможность «его качественного изучения» во всех школах страны и процесс контроля знаний, сообщает «Интерфакс».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.