Как адаптироваться ребенку к детсаду. Советы специалиста

Эта тема актуальна сейчас для всех родителей, чьи дети с первого сентября пошли в детский сад. Часто возникающие у них вопросы мы задали педагогу-психологу высшей квалификационной категории детского сада «Сказка» (Белокуриха) Юлии Абаскаловой.

— Юлия, подскажите, почему так важна адаптация?

— Адаптация — это приспособление (от лат. — прим. автора). И происходит оно на трех уровнях: на психологическом, физиологическом и социальном.

Привыкание и приспособление организма ребенка к новым условиям социального существования и взаимодействия, новому режиму сопровождаются изменениями в настроении, поведении. Могут появиться расстройства сна и аппетита.

Наиболее сложная перестройка происходит в первые дни адаптации, потому что поступление ребенка в детский сад — это стресс. Адаптивные возможности малыша дошкольного возраста ограничены и у всех индивидуальны. Резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям, неврозам, замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания, приспособления ребенка активно задействует все физиологические системы маленького организма. Кроме того, в семьях сейчас нет большого количества детей, большинство воспитывает одного, максимум — двух детей. И если единственный ребенок получал от мамы и от папы достаточно любви, очень привязался к родителям, то естественно, в первые дни ему не совсем комфортно в группе. Именно поэтому, чтобы облегчить период адаптации малыша, необходимо постепенное вхождение в дошкольное учреждение.

7 факторов, влияющих на успешность адаптации:

1. Возраст: девочки — 3 года, мальчики — 3,5-5 лет. По наблюдениям психологов, средний срок адаптации составляет: в яслях — 7-10 дней, в детском саду в 3 года — 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц. Полная же адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше, чем через 2-3 месяца.

2. Состояние здоровья.

3. Уровень развития.

4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.

5. Сформированность предметной и игровой деятельности.

6. Приближенность домашнего режима к режиму детсада.

7. Готовность ребенка и родителей.

— Но ведь раньше в детский сад детей отдавали в 8-9 месяцев…

— Ранее это было больше распространено: зависело от потребности общества и ситуаций в стране, например, в послевоенное время. Возможно, малыш этого возраста легко приспосабливался к условиям детского сада, так как элементарные навыки самообслуживания, пищевое поведение, режим, формировались у него в этом учреждении. Да и к маме он был менее эмоционально привязан, ведь это формируется на первом году жизни: от 6 до 11 месяцев. В настоящее время в некоторых садах существуют младенческие группы, куда ходят дети в возрасте от 2 месяцев до года.

К сожалению, в нашей стране психология как наука была запрещена и почти не развивалась около 30 лет, с середины тридцатых годов прошлого века. Сейчас много внимания уделяется личности ребенка, его психологическому здоровью и потребностям. Педагогическая психология активно развивается. Ученые стали задаваться вопросами: насколько ребенку комфортно в период адаптации, как облегчить привыкание к детскому учреждению? И пришли к выводу: девочки готовы поступить в детский сад в 3 года, мальчики — в 3,5-4 года. До этого возраста дети не испытывают потребности в общении и игре со сверстниками. Мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, потому что в этот период они больше привязаны к матери и болезненнее реагируют на разлуку с ней. Поэтому мы говорим, что при поступлении в детский сад надо учитывать возраст ребенка.

Дети младшего дошкольного возраста адаптируются в пределах месяца, у малышей ясельного возраста иногда адаптация может составить две недели. Чем младше ребенок, тем ему проще привыкнуть к новому, потому что он легче переключается.

Детки старшего дошкольного возраста, которым уже от пяти до семи лет, могут привыкать к детскому саду более месяца. Иногда кажется, что в этом возрасте они легче адаптируются к условиям детского сада, потому что не плачут, не капризничают. На самом деле ребята, возможно, даже больше переживают. Но в силу того, что их эмоционально-волевая сфера развивается, они могут контролировать свои эмоции и сдерживать плач или агрессию. Но переживаний у детей этого возраста, конечно, нисколько не меньше. Представьте, им приходится вливаться в уже сформированный детский коллектив, привыкать к новому режиму дня, меню, которое разрабатывает диетсестра и многому другому. Дошкольники старшего возраста пусть дольше, но легче адаптируется садику, где реализуется их потребность в общении и сюжетно-ролевой игре со сверстниками.

Также, чтобы деткам некогда было заскучать и затосковать, в детских учреждениях воспитателями и другими педагогами учитывается ведущая деятельность дошкольника — игра. Вся деятельность, даже непосредственная образовательная, организуется на ее основе. Для гармонизации психоэмоционального состояния детей в период адаптации, сплочения и развития доверия педагогом-психологом проводятся занятия «В гостях у сказки», встречи семейного клуба, в которых активно участвуют мамы и папы, даже бабушки и дедушки. С началом учебного года организуются «Творческие гостиные для малышей» (на основе модификации программы Желтиковой И. А.), в ходе которых создаются условия не только для адаптации детей к учреждению, но и для взаимодействия участников образовательных отношений (детей, родителей, педагога-психолога и воспитателей), установления партнерских отношений с семьей ребенка.

— Можно ли первое время посещать в течение нескольких часов или нужно сразу привыкать проводить там весь день?

— Как уже было сказано ранее, адаптация задействует все физиологические системы маленького организма, ведь ребенок приспосабливается к новому неизвестному пространству и социуму. И чтобы ребенку было комфортно, адаптация не перешла в дезадаптацию, то мы рекомендуем алгоритм постепенного вхождения в детский сад. Но при этом всегда учитываем возраст и состояние здоровья ребенка. Конечно, важны и пожелания семьи. Если хочется приходить на полдня, можно сделать и так. Также ребенок может посещать детский сад неполный день по медицинским показаниям.

Но это бывает крайне редко. Изначально детский сад для чего был создан? Чтобы родители могли свободно заниматься своей трудовой деятельностью. Сейчас еще у семей другая цель: они хотят, чтобы у деток было полноценное образование, в том числе и дошкольное. В детском саду образование организуется на основании ФГОС ДО*.

— Представим ситуацию: ребенок не ходил в детский сад до четырех-пяти лет, но у мамы возникла потребность выйти на работу. В садике ребенок ведет себя спокойно, но дома плачет, злится, отказывается идти. Как родителям вести себя?

— В период адаптации детей данного возраста такое возможно. Нежелание идти в детский сад может проявляться в это время. Если настроение у ребенка в саду бодрое, он спокоен, возможно, ему там комфортно, интересно. Также на занятиях ребенок контролирует свои эмоции и свое поведение. Надо понять, почему дома настроение меняется. Причин может быть несколько. Часто сложность может возникнуть из-за разности режимов. К примеру, дома ребенок днем не спал. Бывает у детей потребность в таком отдыхе может исчезнуть к четырем-пяти годам, тем более если нарушен режим дня дошкольника. А в образовательном учреждении отводится время на дневной сон. Это может вызывать протест и нежелание посещать детский сад.

Новое меню и режим, появившаяся в жизни ребенка непосредственная образовательная деятельность, новые дети и взрослые, неготовность ребенка или мамы к поступлению в сад — все это может приводить к психоэмоциональному напряжению ребенка, из-за которого меняется его поведение. В таких ситуациях нужно проконсультироваться со специалистами.

Играйте и общайтесь с ребенком дома, устраивайте минутки отдыха, используйте приемы гармонизации эмоционального состояния. К примеру: совместно с ребенком сомните газетные листки и устроите бой «бумажными снежками». С целью уборки этих «снежков» организуйте соревнование на меткость: поставьте ведро или корзину в центре комнаты. Бросайте бумажные комки туда. А победителем станет тот, кто забросит в цель наибольшее количество снежков.

*ФГОС ДО — федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.