О жизни в объекте культурного наследия: «Расселите нас и оставьте себе этот памятник»

В собственности у Алексея Даниловича Васенева, купца 2-ой гильдии, значимой фигуры для Бийска, находился как минимум еще один дом. Для своей семьи купец построил особняк по ул. Успенской (ул. Советская, 30), а для каких целей был сооружен деревянный двухэтажный дом неподалеку, доподлинно неизвестно. Нигде нет указаний и о дате постройки дома по ул. Озерная, 3, в документах управления госохраны объектов культурного наследия упоминается начало XX века.

Но в начале 90-х местные и краевые депутаты вносили в реестр памятников архитектурного наследия все подряд, не разбираясь, имеет ли дом хоть какую-нибудь историческую ценность. Делали из лучших побуждений, в надежде на выделение средств городу для проведения реставрационных работ.

Будущие собственники жилья, когда приватизировали квартиры в подобных домах-памятниках, даже не представляли, какую обузу на себя взяли.

В 2002 году вышел закон федеральный закон № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ, а через два года подоспел Жилищный кодекс. И собственники жилья стали владельцами объекта культурного наследия, который они должны содержать и сохранять.

По закону, чтобы проводить в доме-памятнике ремонтные работы, нужно получить разрешение, заказать проектно-сметную документацию, все согласовать, да еще найти мастеров, которые имеют право проводить такие работы.

Приобретали здесь квартиры люди, которые не могли позволить себе более дорогое жилье. Так откуда у них будут деньги на реставрационные работы?

Деревянные дома-памятники в Бийске, многие из которых ничем не лучше снесенных бараков, ремонтируют втихую. Это такой вид узаконенного лицемерия со стороны государства. Он же памятник — обязаны сохранить, но все прекрасно понимают, что здание разваливается, людей переселять некуда, пусть уж своими силами латают, потому что лишить здание этого статуса практически невозможно. Экспертиза по выводу памятника из реестра объектов культурного наследия стоит баснословных денег, да и компаний, которые специализировались бы на этом виде деятельности — единицы.

И вот уже на месте окон с наличниками установлены пластиковые стеклопакеты, полы застелены линолеумом. Настоящая эклектика, так принято называть отсутствие стилевой целостности. Вокруг дома вырыты выгребные ямы, потому что недалеко от центра культуры — Драматического театра — люди до сих пор не видели центральной канализации. Кирпичную брандмауэрную стену пересекает большая трещина.

Во дворе стоят хозпостройки и туалет для тех, кто не установил санузел в своей квартире. Горячая вода в доме бывает только в отопительный период.

В доме по ул. Озерной, 3 живут 11 семей: взрослые и трое детей. Квартиры здесь регулярно продаются. Люди поживут, найдут что получше и уезжают. Ни одна управляющая компания не берет дом на баланс, кому нужны проблемы и долги.

— Анархия у нас, — констатирует Надежда Алексеевна Коткова. Семь лет назад она купила здесь квартиру, переехав поближе к сестре из Новосибирской области. — Когда покупала, меня никто не предупредил, что это культурное наследие. Этот дом давно потерял свой первозданный вид. В чем его наследие? Мы все стараемся поддерживать порядок, содержим как можем, скидываемся на косметический ремонт, но в подпол же никак не залезешь, там уже давно все чистить нужно, фундамент укреплять. В центре города живем, а будто на отшибе.

К слову, квитанции для оплаты капремонта жильцы получают. Но честно признаются, что платят не все. Не понимают, за что платить. Крышу обещали починить в прошлом году, до сих пор ничего не было сделано.

Действительно, на сайте фонда капитального ремонта еще в июле прошлого года была информация о том, что крышу должны сделать в период с 2017 по 2019 годы. Но в недавней опубликованной версии в краевой программе сроки уже прилично сдвинуты. Крышу раньше 2020—2022 гг. не сделают, а ремонта коммуникаций, фасада и фундамента этому дому в лучшем случае ждать 16–20 лет. Если снова сроки не перенесут. Будет ли к тому времени что ремонтировать?

Удивительно, но на сайте регоператора указано, что дом по ул. Озерная, 3 кирпичный, введен в эксплуатацию в 1930 году. Хотя мы знаем, что купец Васенев умер в январе 1917 года, а дом был построен до его смерти.

— Мы 20 сентября записаны на встречу с главой города Александром Студеникиным. Мы хотим добиться, чтобы нас расселили, включили дом в программу переселения из ветхого и аварийного жилья или сделали капитальный ремонт, чтобы нас подключили наконец к центральной канализации. Расселите нас и оставьте себе этот памятник, — в сердцах говорит Надежда Алексеевна, хотя, по ее же словам, не все жильцы рвутся с насиженного места, а ходить по инстанциям ей уже не позволяют ни возраст, ни здоровье.

Нечасто дома-памятники попадают в список на расселение. Такой дом потом невозможно снести, а землю — продать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.