«Беру судьбу в свои руки». Опыт начинающего предпринимателя

Жизнь у Натальи Гридневой шла своим чередом: дети, стабильная работа, дом, дача. Как вдруг, после девяти лет работы в компании, неожиданно даже для самых близких, она решает изменить привычный ход событий. О своих переживаниях, поисках, о препятствиях и о счастливом случае Наталья рассказала в интервью «Бийскому округу».

На пути к себе

— Наталья, расскажи, как мама троих детей решилась уйти с работы в преуспевающей компании, от стабильного заработка и соцпакета? Что тебя не устраивало в твоей налаженной, если смотреть на нее со стороны, жизни?

— Последние года два я жила с мыслью — что-то должно измениться. И внутренне я к этому готовилась. Возможно, все дело в возрасте. После 30 лет люди начинают об этом задумываться. Когда компания приступила к написанию собственной миссии, я задумалась: а какова моя личная миссия? И я села за ее написание. В этом мне помогла книга Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей».

Когда я ее составила, то неожиданно осознала, чего я хочу на самом деле — заниматься делом, знания и навыки в котором я смогу передать своим детям и другим людям. Для меня важно, чтобы мои дети на моем примере учились прислушиваться к себе, росли свободными личностями.

Недаром говорят, многие знания — многие печали. За этим признанием самой себе последовал жуткий период. Та стабильность, которая у меня была на работе, перестала совпадать с моими внутренними потребностями.

В тот период я начала одну за одной читать книги по развитию. У меня сложилось понимание — я не хочу ни на кого работать, хочу открыть что-то свое.

Но это были только мысли. И было страшно. Потому что, естественно, никакого стартового капитала при зарплате 20 тысяч быть не могло. Зарплаты вообще стало хватать впритык. Мнимая стабильность перестала радовать, я понимала, что еще некоторое количество лет я буду получать определенную сумму. Что бы я ни сделала, я буду получать оклад. Но я из него уже давно выросла в силу того, что детей стало больше, цены выросли. И если я взяла ответственность за детей, нужно было что-то сделать для них. Так, постепенно, я начала делать первые шаги в сторону самозанятости. Я хотела рискнуть и пробить устоявшийся финансовый потолок.

— В большой компании всегда есть возможность для роста. Ты не рассматривала вариант перехода на новую должность?

— Любая должность в компании предполагает решение задач, сформулированных под компанию, а мне хотелось реализовать свои природные внутренние таланты, превратить хобби, которым мне нравится заниматься, в дело. Не подстраиваться под предлагаемые условия, а самой создавать их.

— Многие хотели бы работать на себя, но ссылаются на то, что у них нет идеи. Знакомо ли тебе это? Приходилось биться над поиском идеи?

— Биться надо над собой. Идеи нет потому, что ты себя не знаешь и не понимаешь, чего ты хочешь и чему радуешься. Только это тебя останавливает. Проблема еще и в том, что, когда ищешь идею, ты смотришь на других людей, размышляя: «Вот у него бизнес хорошо идет, вероятно, это прибыльное дело, я бы тоже хотел попробовать». Я сама думала, что у меня нет идеи, пока не осознала свои желания и способности. Внезапно выяснилось, что на эти способности есть миллион идей.

— Почему выбор пал на лазерную резку?

— Помог случай. Я встретила ребят, у которых есть такая мастерская. Мне понравилась творческая атмосфера, внутренняя свобода людей. В первые минуты не думала, насколько сложно это делать. Я считала, что раз мне нравятся красивые вещи, то научиться их создавать мне будет легко.

Сейчас я стараюсь развивать новую услугу — мастер-классы. Люди в Бийске напряжённые, потому что в городе мало возможностей для релаксации. К тому же моя прежняя работа была связана с людьми, а в мастерской мне их не хватало. Я не планировала открывать производственный цех в чистом виде, скорее, я стремилась к созданию творческого пространства с производством.

«Никто не проживет мою жизнь за меня»

— В названии твоей мастерской присутствует слово «семейная». В действительности семья принимает участие в твоей работе?

— Когда я определилась со своими намерениями, появилась проблема, которая была куда страшнее, чем отсутствие идеи. Внутренняя работа над собой была скрыта от глаз близких, поэтому мое решение стало для них полной неожиданностью. Они удивлялись и выражали непонимание, посчитав, что мне «шлея под хвост попала», раз я готова все бросить, уволиться с работы.

Думаю, никому этого не избежать. Кто-то да не поймет, начнут отговаривать. Это своего рода проверка — готов ты или не готов от слов и мечтаний перейти к делу.

Я открыла мастерскую, но какое-то время продолжала работать, чтобы родственникам было спокойно, чтобы это не выглядело так, будто я прыгнула с места в карьер. Но на работе я смотрела на часы и ждала той минуты, когда смогу пойти в мастерскую. С мая я не работаю в компании. Те несколько месяцев, пока я совмещала, я училась работать на станке, набивала руку.

Мастерские моих коллег являются семейным бизнесом, где оба супруга занимаются всеми процессами. Моя семья разделилась во мнениях. Отец снисходительно воспринял: по принципу «чем бы дитя не тешилось». Мама все время интересуется, не голодаю ли я, не пустой ли у меня холодильник, не провожу ли я ночи напролет за работой. Муж наблюдает. Он готов помочь, если я попрошу. Думаю, он понимает, что нет смысла меня останавливать. У него своя работа, хотя не исключаю, что в будущем, мы будем больше работать вместе.

Сегодня моими главными помощниками являются мои дети. Старшая дочь помогает раскрашивать изделия. К 9 мая сын помогал нам делать значки. Неплохой семейный подряд получился.

— Ты говоришь, что нужно заниматься тем делом, которое доставляет радость. Твои близкие заметили изменения в тебе?

— Многие, кто меня хорошо знает, говорят, что я даже внешне изменилась: стала энергичнее, радостнее. Это правда, я расслабилась. Исчезло внутреннее напряжение.

«Работать на кого-то буду в исключительном случае»

— Сегодня мало хорошо уметь делать что-то, нужно уметь продать продукт своего труда. Если говорить о прагматичной стороне твоего дела, с чего ты начинала? Был ли у тебя бизнес-план?

— Как такового бизнес-плана не было. В Новосибирске и Томске у меня есть коллеги, это как будто бы франшиза, но дружеская. Я уверена, в каждом деле важно общаться с людьми, которые являются экспертами, обладают лучшими практиками. Первое время я полагалась на их опыт, анализировала, что у меня продается лучше всего, на что реагируют люди. В Бийске есть цеха, которые занимаются лазерной резкой, но работают они в основном с крупными заказчиками, участвуют в тендерах. Я пошла другим путем: творческое пространство и производство.

Планирую кроме мастер-классов развивать и другие направления, которые бы друг друга подстраховывали.

Что касается денег, то сначала у меня был план на месяц — я должна была выйти на свою зарплату, которая так всех беспокоила (смеется).

— Предпринимательская деятельность таит в себе немало подводных камней, и эйфория может быстро пройти. Оставляешь ли ты для себя такой сценарий, что придется вернуться назад в эту же компанию или наниматься в другое место?

— Я не буду зарекаться и говорить, что никогда больше не буду ни на кого работать. Но это будет самый последний вариант. У меня есть четкое убеждение, что нужно иметь несколько разных направлений деятельности, чтобы не зависеть от мастерской. Погружаться с головой в одну сферу — неверно. Исходя из того, что я умею и чем хочу заниматься, я ищу дополнительные возможности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.