Бийчане поделились историями о своих родных-фронтовиках

Девиз «Мы помним, мы гордимся!» для участников акции «Бессмертный полк» — не пустые слова. Подробные истории или скупые факты о героических подвигах отцов, дедов и прадедов в Великой Отечественной войне бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. Людям дорога каждая крупица информации.

Одной из первых колонна «Бессмертного полка» подошла к мемориальному комплексу воинам-бийчанам 9 мая, многие из участников не спешили расходиться после возложения цветов. Мы попросили их рассказать истории своих родных.

Галина Степановна:

— Моего отца — Жукова Степана Гавриловича — забрали на фронт в первый день войны, а через пять дней, 27 июня, родилась я. Отец прошел всю войну и победу встретил в Берлине, в память об этом дне расписался на Рейхстаге. Он служил водителем полуторки, доставлял хлеб в блокадный Ленинград. Отец вспоминал, как они прорывались по льду Ладоги под обстрелами вражеских самолетов. У него на глазах машины с товарищами уходили под лед, но путь был только вперед. Два раза он был ранен, но вернулся домой.

Мария Филипповна Демченко:

— Мой отец, три брата и трое дядей по отцу погибли на фронте. Отец погиб, защищая Ленинград, в 1942 году. Братья — кто на Украине, кто в Белоруссии и в Польше. Брат Мишенька в 21 год умер в Берлине 27 апреля 1945 года после ранения на руках у медсестры. Он учился в Барнауле в железнодорожном училище, как окончил, его сразу забрали на фронт. Их имена высечены на памятнике в селе Первомайском, откуда они родом.

Леонид Алексеевич Бедеев:

— Мой отец — Бедеев Алексей Федорович — воевал на Курской дуге, а затем на Украине. Был ранен в Прибалтике и попал в госпиталь. Закончил войну на курсах танкистов в Челябинске. Дядя, Александр Федорович, попал в плен под Киевом и три года провел в плену в Германии, пока его не освободили американцы. Второй брат отца — Иван Федорович — был кавалеристом, дошел до Берлина, а самый младший, Борис Федорович, погиб на японской войне в 18 лет. Все они призывались из Горно-Алтайска. Мой дед со стороны матери, Семен Матвеевич Башкатов, погиб в 30 км от своей родной деревни под Курском.

Аркадий Иванович Плотников:

— Мой отец, Плотников Иван Мануилович, родом с Урала, но в годы войны служил на Дальнем Востоке. Он вступил в войну, когда наша армия воевала с японцами. Отец был политработником в разведке. За время службы было несколько ситуаций, когда он мог погибнуть. В особенности мне запомнился случай, когда поезд, в вагоне которого ехал мой отец, застрял в тоннеле. Эшелон был большой, корейский машинист предупреждал, что один паровоз его не потянет, но под дулом пистолета его заставили ехать. Произошло то, о чем он и говорил, поезд застрял в тоннеле. Тогда погибло много людей. Отец вместе с другими солдатами вышел из вагона и стал продвигаться к выходу, но, когда поезд смог идти, много людей задавило, другие задохнулись от гари. Когда тела погибших вытаскивали из тоннеля, вытащили и моего отца. Его товарищ приложил рожок автомата к лицу, чтобы понять, жил тот или нет, рожок слегка запотел и отца стали откачивать. До 1954 года отец служил в Китае, потом демобилизовался на Алтай.

Мария Шарипова (справа):

— Мой дедушка по линии отца — Слободенюк Михаил Иванович — был призван на фронт в феврале 1942 года. Он воевал в стрелковом батальоне на Северо-Западном фронте. С войны пришел по ранению в 1943 году. После войны с семьей жил на 108 км барнаульской железной дороги, умер 5 сентября 1991 года.

Дед по линии мамы — Канунников Захар Иванович — ушел на фронт в 1941 году. Он был участником Сталинградской битвы, сражался в боях за Мамаев курган. В одном из сражений подбил вражеский танк, был ранен в ногу, но не покинул позицию, продолжал бой, убил более 10 фашистов, за что был награжден медалью «За боевые заслуги». Был комиссован по ранению и контузии, полученным в ходе сражения на Мамаевом кургане.

Алексей Максимович Огнев, труженик тыла, ветеран войны:

— Моего отца — Максима Григорьевича Огнева — призвали в январе 1941 года. Переменный состав обычно в августе брали, мама все время возмущалась, мол, когда тебя прекратят брать, в августе работать нужно на полях и в огороде, а его в армию на два месяца забирали в течение шести лет до начала войны. А тут в январе забрали. Значит, знало руководство, что война надвигается. Отец служил в артиллерии, два раза был ранен и один раз контужен.
Когда закончилась война, от него перестали приходить письма. И его нет, и писем нет. Мама и вся родня сокрушались, а его все нет, вот и лето прошло, осень на исходе. А 7 ноября у тети собрались отмечать праздник. В разгар праздника открывается дверь и заходит отец. Тут началось: все обнимаются, плачут, радости нет предела. Позже уже узнали от него, что, когда Первый Белорусский фронт взял Берлин, армия Конева пошла на юг, освободили Чехословакию, ушли в Карпатские горы и выбивали с тех краев бандеровцев вплоть до ноября 1945 года, вот где он был.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.