Как СТО22 выросло до ведущего производителя запчастей УАЗ

Когда мы договаривались о времени интервью, мне сказали, соглашаясь, что напоят меня чаем. Я ценю гостеприимство, но дело оказалось не в нем одном. Весь коллектив СТО22 собирается в 11 часов в столовой, чтобы сделать паузу в работе. Эту привычку горнозаводских рабочих (бергалов) Восточного Казахстана — выпить горячего чая в холодном забое — Хасан Карагужин привнёс со своего первого рабочего места.

«Если на машину ничего не производят на стороне, значит, она недостаточно популярна»

Атмосфера комфортная, но чувствуется, что в этой свободе нет места расхлябанности. Свобода и порядок — мои первые впечатления при знакомстве с этим местом.

В офисе, бывшем частном доме, который команда предприятия своими руками обустроила за полгода, долго не засиживаемся, сразу же идем на производство, беседуем на ногах.

Рассказывает Хасан Карагужин:

— Основное направление нашей деятельности на сегодняшний день — производство запасных частей для автомобилей УАЗ. А начиналось все с обычной станции техобслуживания. Костяк нашего производства — это ребята, которые в свое время глядели на мир в основном из обычной смотровой ямы для ремонта автомобилей. В результате этой многолетней работы были освоены методики ремонта, которыми нам захотелось поделиться с коллегами. Мы заметили, что к отдельным нашим наработкам автолюбители проявляют повышенный интерес, и это в свою очередь спровоцировало начать мелкосерийный выпуск запасных частей, а затем, когда число потребителей возросло, эта деятельность трансформировалась в небольшое производство. Сегодня по отдельным позициям мы занимаем ощутимую долю рынка.

— Почему вы стали специализироваться на УАЗе?

— Так исторически сложилось. У нашей СТО был крупный корпоративный клиент — Сбербанк РФ, который часть своей работы выполнял с помощью инкассаторских бронеавтомобилей на базе УАЗа. Эти автомобили эксплуатировались в сложных дорожных условиях и жестком графике. Для поддержания в постоянной «боевой готовности» этого автопарка были разработаны специальные методики ремонта, часть из которых удалось даже запатентовать. К тому же мы сами активные УАЗоводы, ведь УАЗ — это свобода движения. Много путешествуем на них и всячески пропагандируем такой образ жизни. Отсюда и одно из важных направлений нашей работы — адаптация внедорожника с воинским прошлым к гражданской жизни. У этого автомобиля, созданного как тягач для небольшой артиллерийской пушки, конечно, присутствует некоторый армейский аскетизм. А на «гражданке» от него требуется больше комфорта, скорости, лучшей управляемости… Эти новые качества мы и стараемся привить демобилизованному.

— Как относится Ульяновский автомобильный завод к вашей работе? Кто вы им? Партнеры или конкуренты?

— Думаю, скорее, партнеры. Изначально мы обратились на завод с целью поделиться своими технологическими наработками, но в тот момент заводу было явно не до нас, и дело популяризации своих разработок повели самостоятельно. Задачу существенно упрощало активное развитие интернет-технологий. Мы соблюдаем все нормативы безопасности, тесно сотрудничаем с органами по сертификации, проводим испытания, т. е. стараемся делать все, что требует законодательство в области автомобилестроения. Наши детали широко представлены в торговых сетях, доступ в которые без соответствующей сертификации затруднен.

В книге американского писателя Артура Хейли «Колеса» озвучен принцип, что производитель автомобилей получает свою основную прибыль от продажи запасных частей.

В том числе и поэтому автозаводы пытаются организовать дело таким образом, чтобы потребитель приобретал запасные части непосредственно у них. Но верно и другое, если на машину ничего не производят на стороне, значит, она недостаточно популярна. Это как в политике, если о политическом деятеле не рассказывают анекдоты, значит, он никудышный политик.

В конечном счете, завод нам палки в колеса не ставит и это уже неплохо.

На улице трескучий мороз, а в производственных помещениях тепло. Удивительно, что такой небольшой отопительный котел, который соорудили специалисты, обеспечивает комфортную температуру для всей этой площади. Все-таки инженерная мысль начинается с простых вещей и заметна в мелочах. Несмотря на то, что с ремонта автомобилей СТО22 перешло к производству запасных частей, небольшой бокс для ремонта остался. Это надёжный канал обратной связи с потребителем и одновременно свой полигон для испытаний.

«Будем расширять ассортимент для других автомобильных марок»

— Хасан Габдрашитович, с чего начинался ассортимент вашей продукции?

— С простого шкворневого вкладыша. По сути, вот с этой небольшой бронзовой полусферы началось наше производство, и эта деталь теперь является составной частью нашего фирменного логотипа. Мы придумали полезную модель, запатентовали и организовали её производство. Затем потихоньку приступили к выпуску сопрягаемых элементов. Наши технологические возможности постоянно растут и сейчас у нас размещают заказы многие предприятия города.

— Где вы берете сырье?

— Для автомобильных запчастей используется сортовой металл. Кроме заводских сертификатов, которые прилагаются ко всем партиям металла, мы проводим и свои исследования. Поначалу вынуждены были возить какие-то сорта металла из Новосибирска. В настоящее время наши бийские поставщики достаточно продвинулись в этой области и около 90% заявок они удовлетворяют. Нужный сорт и объём металла поставляется буквально по звонку, что не может не радовать. Работаем практически «с колес» и нет нужды содержать собственный склад.

— Планируете ли вы расширять линейку изделий и включать в нее запчасти к другим маркам автомобилей?

— Вся наша продукция связана в основном с УАЗом и эта привязанность к одному бренду нас немного беспокоит, особенно в условиях известных экономических сложностей. Судьба коллектива во многом связана с судьбой предприятия. Поэтому мы решили дополнительно организовать производство карданных валов. Начинаем традиционно с УАЗов и постепенно будем расширять ассортимент для других автомобильных марок.

«Для кого-то наукоград — это малопонятный символ, а для нас — путевка в жизнь»

— Меня поразил внушительный список ваших представителей по всей стране, их едва не столько же, сколько дилеров у самого завода. Как вам удалось их привлечь в таком количестве?

— Мы пришли на рынок, когда отрасль автомобильного ремонта уже была достаточно развита, и выйти на рубеж с сотнями представителей было делом непростым. Пришлось ввязаться в серьезную конкурентную борьбу.

Первое время мы активно присутствовали в виртуальном пространстве с целью пропаганды наших методик ремонта, убеждая коллег в их преимуществе. Снимали и выкладывали в Интернет учебно-методические фильмы. На профильных УАЗовских форумах рассказывали, как надо чинить и обслуживать ведущие управляемые мосты, чтобы этот ремонт был выполнен один раз и на весь срок службы машины. Конечно, не все наши оппоненты были согласны с этим. В тот момент для нас очень ценным стало сотрудничество с представителями городского научно-технического сообщества.

Может быть, для кого-то наукоград — это малопонятный символ, а для нас — путевка в жизнь. Научный потенциал города явился громадной поддержкой. Именно в этот период я познакомился с работниками отдельных кафедр БТИ. Наиболее тесная профильная связь была с кафедрой металлорежущих станков и инструментов, заведовал которой профессор, к.т.н. Александр Максимович Фирсов.

В период, когда мы вели наши Интернет-бои, эта поддержка оказалась очень своевременной, ведь нам оппонировали люди технически подкованные, а дискуссии порой носили научный характер и были связаны с материаловедением, методами металлообработки, стандартизацией, теорией машин и механизмов и другими прикладными науками. Появлялась масса вопросов, которые требовали квалифицированного ответа. Я сам по профессии горный инженер и в некоторых областях автомобилестроения и металлообработки знаний не хватало. Повторюсь, что в тот момент поддержка специалистов БТИ здорово нам помогала. Потом к нашей работе стали проявлять интерес ребята с кафедры, а кто-то даже перешел к нам на постоянную работу.

Этот симбиоз науки и производства вселяет в нас уверенность в завтрашнем дне. Конкуренция в автомобильном мире достаточно жесткая. Ничего личного — только бизнес — это в том числе и про нашу сферу деятельности. В ней работают миллионы людей. Производств, которые выпускают аналогичные изделия, немало, но, если почитать отзывы в Интернете, есть некоторый приоритет в пользу нашей продукции, что свидетельствует о высоком ее качестве.

Со многими из наших представителей мы дружим, организовываем совместные автомобильные путешествия с целью популяризации автомобиля УАЗ, здорового образа жизни, внутреннего туризма. Тот редкий случай, когда занимаешься любимым делом, а тебе еще и деньги за это платят.

Соль земли

— Как удается вдохновлять коллектив на поиск новых решений, на стабильное качество работы?

— Самая большая наша ценность — это коллектив. Единомышленники, которых удалось объединить общей идеей. У нас есть творческая группа, между собой мы их называем «интеллектами». Это ребята, которые ведут творческий поиск, обкатывают новые технологии.

И есть слаженный рабочий коллектив, который эти технологии осваивает и поддерживает в работоспособном состоянии. Люди, которые могут в течение длительного времени обеспечивать выпуск стандартной продукции с требуемыми потребительскими качествами, являются солью земли. На них держится вся промышленность и весь технический прогресс.

К сожалению, в среде высококвалифицированных рабочих профессий, таких как токарь, слесарь, фрезеровщик, оператор станков с ЧПУ сегодня существует острейший дефицит. В целом станочного люда становится все меньше и каждый из них, буквально, на вес золота. Мы используем резервы нашей городской образовательной системы, но она не решает полностью проблемы. Поэтому приглашаем преподавателей и обучаем своих рабочих смежным профессиям.

И, конечно, вместе отдыхаем, устраиваем корпоративные праздники, по мере возможности участвуем в жизни города. Прошедшим летом все желающие организованной группой съездили на чемпионат мира по футболу. Планируем съездить на один из этапов Кубка мира по биатлону.

«Путешествию по Оби по эмоциональной насыщенности не было равных»

— Летом многие следили за вашим путешествием по Оби, куда вы отправитесь в этом году?

— Не стану скрывать, из нашего путешествия по Оби мы привезли очень мало фото и видео материалов. Причина одна — нам было очень страшно и не всегда была возможность вести репортаж. Вместе с тем, по эмоциональной насыщенности этому путешествию равных не было. До сих пор не верится, что мы смогли это сделать. Полученные впечатления мотивируют нас на повторение подвига. Мы уже приступили к подготовке плавсредства, хотим стартовать у истоков Енисея, пройти по реке до Карского моря, перейти в Обскую губу и вновь дойти до Салехарда, на этот раз со стороны Северного-Ледовитого океана. Если характеристики судна позволят, то из Салехарда отправимся в Бийск.

Масштаб мероприятия требует серьезной подготовки, солидных финансовых вливаний и времени. Но это уже на 2020 год. А на лето текущего года у нас запланирована экспедиция в Монголию при поддержке всероссийского внедорожного форума УАЗБУКА. Будут в основном УАЗы, но и другие транспортные средства не исключены.

Фото Елены Коржевой.

Комментарии (3)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.