Предприятия наукограда: в гостях у НПП «Алтик»

Научно-производственное предприятие «Алтик» входит в состав Алтайского полимерного композитного кластера. Заказчикам из угледобывающей отрасли предприятие известно благодаря стеклопластиковым трубам для дегазации шахт, среди российских производителей их выделяет то, что свои трубы они оснащают стеклопластиковыми фланцами, а в Бийске предприятие получило известность в связи с изготовлением светящихся опор для Петровского бульвара.

Мы поговорили с директором производства Виктором Седелковым об истории предприятия, о продукции, молодых специалистах и о будущем бийской промышленности. А еще своими глазами увидели процесс производства стеклопластиковых труб в цехе.

Стеклопластик VS Cталь

— Виктор Николаевич, на базе какого предприятия было организовано НПП «Алтик»?

— Двадцать восемь лет назад на нашем предприятии начинали работать специалисты ФНПЦ «Алтай». В рамках научно-производственного центра инженерным подразделением создавалась технология по изготовлению изделий оборонной тематики из композитных материалов. Тогда изготавливались стеклопластиковые корпуса реактивных двигателей систем залпового огня. С началом перестройки последовали экономические неурядицы, государственной поддержки лишились многие сферы, включая науку и оборонную промышленность. И мы вынуждены были открыть акционерное общество на базе тех знаний, который получили, работая в оборонке. Более десяти лет мы подчинялись ФНПЦ и находились на его территории, но 15 лет назад, что называется, вышли за проходную.

— Насколько обширна география поставок вашей продукции?

— География обширна: это и Дальний Восток, северные и центральные регионы России, но в основном это Кемеровская область, порядка 50 % наших изделий отправляются на угольные шахты и используются для их дегазации.

— Ранее для этих целей использовались стальные трубы?

— Совершенно верно.

— Есть ли предпосылки к тому, что стеклопластик вытеснит сталь? Какие преимущества у него перед сталью?


— Стеклопластиковые трубы имеют перед стальными явное преимущество: вместе с тем, что они прочные, они в четыре раза легче стали. Кроме этого, труба из стеклопластика не ржавеет и не подвержена коррозии. После того как шахтеры поработали с нашими трубами, к стальным больше не хотят возвращаться. Все потому, что по трубе вместе с газами движутся и водные пары, на конденсате оседает угольная пыль, что приводит к засорам труб. Теплопроводность стеклопластиковой трубы в 100 раз ниже, чем у стальной, конденсата выпадает значительно меньше, и он не задерживается в трубе.

— Тем не менее, стеклопластик применяется еще недостаточно широко, каковы основные сдерживающие факторы?

— Несмотря на все свои плюсы, стеклопластик имеет недостаток: этот материал дороже стали. Еще одно ограничение заключается в том, что владельцы угледобывающих предприятий зачастую являются собственниками сталелитейный или трубопрокатных заводов, понятно, что они самостоятельно обеспечивают потребность шахт в трубах. И все-таки мы ищем новые рынки, не так давно отправили пробную партию труб в крупнейшую угольную компанию мира — Сибирскую угольную энергетическую компанию (СУЭК), надеемся, они станут нашими заказчиками.

Особенности производства

— Где вы закупаете сырье для производства?

— Ровинг (жгут из нитей непрерывного стекловолокна — прим. ред.) закупаем в Гусь-Хрустальном, а вот смолу покупаем в Китае.

— Там дешевле?

— В России не производят эпихлоргидрин — компонент смолы, который необходим в нашем производстве. Если говорить вообще про эпоксидную смолу, действительно, в Китае она стоит дешевле.

— Оборудование для производства делаете сами или заказываете?

— Оборудование и уникальная методика косослойной продольно-поперечной намотки были разработаны еще при СССР и применялись в ФНПЦ «Алтай». То есть, база была заложена, затем уже наши инженеры в механическом цехе дорабатывали оборудование, чтобы можно было изготавливать трубы большого диаметра и длиной 6,5 м.

— Есть ли на вашем предприятии место инновационной деятельности?

— На предприятии работают два конструкторских бюро, где трудятся 14 человек. Одно занимается изделиями, второе — оборудованием. Их силами создаем новинки, совершенствуем изделия из действующей линейки, ищем возможности по удешевлению продукции. Например, в прошлом году мы провели опытно-конструкторские работы и создали трубу для перекачки топлива по заданию Министерства обороны. Стальные трубы подвержены коррозии, элементы ржавчины могут попадать в топливо, что, скажем, в случае перекачки авиационного керосина недопустимо. Труба должна быть прочной и коррозийно-устойчивой, эту задачу мы решили с помощью алюминиевого вкладыша и силового наружного композитного слоя. На сегодняшний день это первая металлокомпозитная труба.

Своими силами и в сотрудничестве с другими предприятиями кластера

— Вы неоднократно упоминали специалистов предприятия, много ли среди них молодежи?

— Средний возраст специалистов на предприятии — около 40 лет. Старшее поколение ушло на пенсию, им на смену приходят выпускники из Бийска и Барнаула. В принципе, их уровень я оцениваю достаточно высоко. А главное, те, кого мы приняли на работу, хотят не только получать зарплату, но и что-то создавать в своей жизни.

— Виктор Николаевич, где в будущем будет применяться стеклопластик? Какие вы видите перспективы у этого материала или на что надеетесь?

— Мы надеемся, что наш материал найдет применение как электротехническое изделие, как конструкционная опора для линий электропередач. В настоящее время в России используют железобетонные и стальные опоры от 10 кВ до 20 кВ. Мы сделали передовые образцы опор для ЛЭП, которые уже на протяжении пяти лет стоят в четырех регионах страны, получили хорошие отзывы. Но энергетики — консервативная отрасль, на внедрение всего нового уходят годы.

— НПП «Алтик» входит в состав Алтайского полимерного композитного кластера, что это вам дает? Имеете ли дополнительную господдержку?


— В создании кластера — большая заслуга «композитчиков» Бийска. С предприятиями кластера мы не конкурируем, а, наоборот, сотрудничаем. Каждый из нас нашел свою нишу, например, Бийский завод стеклопластиков производит стержень, мы — трубы, ПКМ-Алтай — трубы большого диаметра, наматываемые стеклотканью. Все предприятия развиваются интенсивно. За три-четыре последних года объем реализации на предприятиях вырос в несколько раз. Пять лет назад объем реализации нашего предприятия составлял 64 млн. рублей, в прошлом году мы отгрузили продукции на 270 млн. Несмотря на небольшие объемы реализации, руководство края и города обращает на нас внимание, оказывает помощь. Все предприятия получили господдержку, сумма небольшая — 2 млн, но она пришлась кстати для создания оборудования, на котором будем производить новые трубы для перекачки топлива.

— Приведите пример сотрудничества с предприятиями кластера.

— С ПКМ-Алтай сотрудничаем в области изготовления фланцев. По нашему заказу и техзаданию они изготавливают фланцы для наших труб.

Трудимся над созданием рабочих мест

— Виктор Николаевич, можно ли сегодня говорить, что производство в Бийске понемногу возрождается?

— Часто звучит критика, сильны упаднические настроения, но мы не можем отрицать, что на производственных предприятиях отмечается рост объемов продукции, увеличиваются производственные пощади. Отрицательных примеров немного. Все нашли свою нишу и продолжают успешно развиваться.

— Будут ли создаваться новые рабочие места?

— Все трудятся над созданием новых рабочих мест. Мы нарастили производственные мощности, и за два года увеличили штат с 70 человек до 100. Город будет развиваться, предприятия будут развиваться, по крайней мере те отрасли, которые мы представляем.

Фото и видео Елены Коржевой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.