Юрий Жданов: за чей счет нужно спасать экстремальных туристов

По данным Сибирского регионального центра МЧС России, ежегодно на территории Сибири подразделения МЧС в среднем проводят до 200 поисково-спасательных операций, связанных с активным туризмом и экстремальным отдыхом.

Ровно половина из 200 — несчастные случаи с незарегистрированными, так называемыми, дикими туристами, как группами, так и отдельными путешественниками.

За пять лет погибли 26 человек и 78 получили травмы разной степени тяжести. И происходит это не в результате чрезвычайной ситуации, а во время путешествия, когда человек сознательно рискует жизнью. Только этим летом случилось несколько резонансных случаев спасения альпинистов из опасных условий.
Попытка оценить казённые расходы, потраченные на спасение плохо подготовленных или неоправданно рискующих людей, лишь навскидку дала порядка 15,5 млн. рублей.

Депутаты Госдумы от сибирских регионов намерены разобраться в вопросе обеспечения безопасности туристов, путешествующих по экстремальным природным маршрутам.

«Очень беспокоит рост происшествий, связанных с „дикими“ туристами, которые без должной подготовки, без предупреждения соответствующих служб уходят на опасные маршруты, а потом десятки спасателей бегают в поисках по горам. Если в этом вопросе навести порядок, то ресурсы государства могли бы быть использованы более рационально», — прокомментировал депутат Николай Будуев, представляющий в высшем законодательном органе власти Бурятию, Иркутскую область и Забайкальский край.

«Бийский округ» попросил Юрия Жданова, директора бийской турфирмы «Белуха», прокомментировать депутатскую инициативу.

— Юрий Петрович, как вы считаете, за чей счет необходимо проводить спасательные операции?

— Понятно, что на проведение спасательных работ тратятся значительные средства, но это наши люди и их нужно спасать, даже если они переоценили свои способности. Я понимаю, хотелось бы по-другому, но тогда нужно собрать представителей турорганизаций и выслушать их компетентное мнение о том, что можно было бы в новых условиях придумать.

— Вы видите компромиссное решение в разделении расходов за проведение поисково-спасательных работ?

— Для информации, час полета вертолета МИ-8 стоит 140 тыс. рублей, туда и обратно к Белухе лететь несколько часов из Горно-Алтайска. Мы на Алтае, чтобы посмотреть какие-то природные туробъекты, например, Марсианские пейзажи, вынуждены платить непонятно кому и неясно на каком основании. В таких мегапопулярных зонах, как Белуха и Актру, можно было бы законно и с понятной целью взимать взносы по 100 рублей с человека. За сезон туда поднимаются тысячи туристов.

— Мне сразу в голову приходит страховка. Это же нормальная практика, получается, такая мера не столь популярна у туристов?

— Мы страхуем своих участников. Из экстремальных видов туризма наиболее подверженными рискам считаются альпинизм, водный и горный туризм. Сложность в том, что далеко не все страховые компании страхуют туристов такого плана, да и ценники у них определенно завышены. Со страховыми компании в этом плане нужно поработать. Причем в этой сфере должна проводиться общероссийская работа, ведь к нам приезжают туристы со всей страны.
Но и тут все упирается в вертолет. Сколько у нас может вылететь вертолетов? Один, но и его полеты все расписаны в летний сезон. Даже если люди застраховались и терпят бедствие, вертолет они могут ждать очень долго. А если две разные группы будут терпеть бедствие одновременно? Да, мы свои группы страхуем, но, учитывая количество техники, в спасении рассчитываем прежде всего на себя.

— А что вообще сейчас происходит в спортивном туризме с точки зрения подготовки туристов и организации их путешествий?

— Сегодня можно констатировать, что система, которая предотвращала бы большинство несчастных случаев, во многом утрачена. Раньше чуть ли не в каждом городе работала маршрутно-квалификационная комиссия, которая прежде, чем выпустить группу на маршрут, оценивала уровень подготовки ее руководителя, техническое оснащение группы. Все туристы находились на контроле и были обязаны сообщать о своих передвижениях. В нынешних условиях, я считаю, необходимо наладить профилактическую работу среди всех этих групп, объяснять важность регистрации своего маршрута.
Много проблем накопилось. Непрофессиональная подготовка и несоблюдение элементарной техники безопасности также ведут к несчастным случаям. Система подготовки гидов сегодня непонятная, квалификация проводников падает. Порой в горах встречаешь людей, которые через перевалы идут в болотных сапогах. Даже среди коммерческих групп, к сожалению, таких становится все больше.

 

Остается пожелать господам депутатам не перепутать причину и следствие, не пытаться переложить всю ответственность на туристов, а найти корневую причину сложившейся ситуации, привлекая к своему расследованию компетентных специалистов.

В статье использована информация с сайта МЧС по Алтайскому краю

Комментарии (6)

    Ну. Так-то правильно. Упрутся куда-то, куда Макар телят не гонял, а потом спасай их, онижеграждане!

    Запели старую песню. Вообще-то МЧС живет на деньги налогоплательщиков, вот пусть и спасают, это их прямая обязанность. Лучше тратить деньги на спасение альпинистов, чем на войну в Сирии. Тем более, что все альпинисты страхуются. Всем этим товарищам, конечно, нереально хотелось бы вернуться в совдепию — комиссии, разрешения и все такое. У нас же людям не доверяют, их пасти и контролировать нужно. И все у них априори ничего не понимают в горах и лезут куда не нужно. Ясно, что лучше бы никто никуда не лез, а ходил строем, а спасатели бы чай на опушках леса попивали и в баньке парились. Несчастные случаи случались и будут случаться по самым разым причинам, и их статистика на Алтае в рамках обычной. Давайте каждого водителя на дорогу тоже по разрешению комиссии какой-нибудь выпускать, на дорогах гибнут чаще. В Альпах тоже гибнут, но никто не кричит, что нужно все зарегулировать. В Новой Зеландии всех спасают абсолютно бесплатно, вертолетов в том же национальном парке Маунт Кук — десятки. Так что основная проблема не в альпинистах, а в головах и гнилой материально-технической базе алтайского спасотряда. Один и тот же вертолет (к тому же принадлежащий какой-нибудь Авиалесохране) эксплуатируется на коммерческих перевозках и спас. работах (как думаете, что интереснее?), а сами мчс-ники подрабатывают гидами на той же Белухе. Да и рады, к тому же, под спасработы свои заброски нахаляву делать. А потом начинается — а давайте мы всем все запретим, типа мы за безопасность. Сплошное ханжество.

    Бредите,Барышня…
    У спасателей, по мимо туристов, работы хватает. Так что «чай на опушке» — это вы не подумав.
    Посидите на тропе в Актру или на Аккеме пару тройку дней, поймете, что реально надо «пасти и контролировать». Ну это если вы сами не из этой братии (как я подозреваю по тексту).
    Водители, да будет вам откровением, перед выездом проходят медосмотр, а перед получением права управления и обучение, и экзамен, и медкомиссию.
    Про Альпы, Новую Зеландию и Маун Кук — сказочки. Даже комментировать не хочется, потому что любому здравомыслящему понятно. А уж те, кто в теме, с вами даже разговаривать не будут, улыбнутся и уйдут от греха подальше.
    Вертолет, как вы верно отметили, Авиалесоохраны. Хотят они на нем зарабатывать — полное право имеют. Он для того и приобретался. Не говоря уж о том, что его надо обслуживать и заправлять, а пилотам зарплату платить. И техникам. И аэропортовые сборы и налоги платить. Есть необходимость — вылетают на ПСРы. Пилоты там Мастера.
    «мчс-ники» водят группы, верно. Они сами не ниже КМСов, им проще сводить грядку городских «охотников за прекрасным» и вернуть, чем потом искать, откапывать и на горбу тащить. Кроме того, поддерживать свой уровень. Для тех, кто в горах не новичок, не надо рассказывать о такой необходимости. Вам могут детально объяснить, попросите только вежливо. Маршрут, опять же, в горах может поменяться за сезон, стоит знать реальную обстановку, а не рассказы «бывалых».
    Ну и тд. и тп.

    Елена, почему другие налогоплательщики должны платить за ваше раздолбайство? Лезете к черту на рога — страхуйтесь. А то халява тут для вас, получается.
    В «совдепии», кстати, за спасение денег не брали. И профессии «спасатель» не было. Но на дворе у нас капитализм, потому деньги в кассу и вперед, на маршрут.
    Сказки про Новую Зеландию и прочих оставьте для домохозяек. Бесплатно вам там воздушный поцелуй пошлют. Трындеть, как говорится, не мешки ворочать. У кого интеллекта хватает, тот вполне может почитать об истинном положении дел. Ну а вы можете оставаться в своей святой уверенности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.