Прошлое, настоящее и будущее Бийского Архиерейского подворья

Архиерейское подворье в Бийске — это уникальный историко-архитектурный и православный памятник, с которым тесно связана деятельность Алтайской Духовной Миссии.

С конца 1828 года по указу Святейшего Синода Миссия обращала свое внимание на тюркоязычные племена язычников, кочевавших в Бийском округе Томской губернии. Первым алтайским миссионером и организатором Духовной Миссии стал Макарий (Глухарев).

История Архиерейского подворья

В самом конце 1879 г. Святейшим Синодом было определено открыть в пределах Томской епархии викариатство в г. Бийске — для начальника миссии. Таким образом, был значительно повышен статус начальника Алтайской духовной миссии. Наречение и хиротония архимандрита Владимира (Петрова) состоялась 16 марта 1880 г. в кафедральном Томске. В связи с этим резиденция начальника Алтайской духовной миссии должна была переместиться из Улалы (совр. Горно-Алтайск) в Бийск. Переезд первого алтайского архиерея состоялся в августе того же года.

Квартира для епископа Бийского была арендована за городской счет, а под постройку Бийского архиерейского дома с церковью было «отведено место вполне достаточное и самое лучшее в городе».

Благодаря пожертвованиям горожан строительство было начато сразу же. Уже 14 сентября 1882 г. воздвигали кресты на новоустроенную архиерейскую домовую церковь, а 17 сентября церковь была торжественно освящена.

К 1883 г. постройка просторного полукаменного здания была окончена. В этом доме в трех уровнях разместились: домовая церковь (вместительностью до 500 человек), архиерейские покои, библиотека, канцелярия, архив, помещения для певчих — учеников, для служащих при домовой церкви братий, для иконописной мастерской, для свечного, иконного, книжного складов, а также помещения для временного пребывания миссионеров. Кроме того, были построены: отдельный дом для служащих при церкви, дом для прислуги, дом для столярной мастерской, хозпостройки: конюшня, экипажный и дровяной сараи, амбар, погреб, ледник и др.

В 1883 году выпускники Центрального Улалинского миссионерского училища были переведены в Бийский архиерейский дом, где по инициативе нового начальника было создано миссионерское катехизаторское училище. Это было продиктовано желанием святителя Макария утвердить на Алтае проповедь и богослужение на языке местных жителей. Целью этого училища была подготовка «чтецов, миссионерских сотрудников, учителей и духовенства среди алтайцев».

22 мая 1886 г. в архиерейском доме произошел пожар. Огнем была уничтожена церковь и архив миссии. Сразу после пожара было начато строительство нового каменного здания архиерейского дома. В том же году было собрано почти 40 тыс. руб. добровольных пожертвований. В 1888 г. постройка была в целом закончена.

На первом этаже расположилось Миссионерское катехизаторское училище, на втором — покои, братия архиерейского дома и канцелярия, на третьем (в мезонине) — домовая церковь в честь свт. Димитрия Ростовского. В 1891 г. была построена отдельно стоящая каменная архиерейская Казанская церковь (освящена 8 ноября того же года). В 1898 г. надстроена колокольня. Строительные работы в архиерейском доме велись практически беспрерывно.

К началу 1910-х гг. в комплекс архиерейского дома входили следующие капитальные постройки: дом начальника миссии, архиерейская каменная церковь Казанской иконы Божией Матери, большой корпус катехизаторского училища, начальная церковноприходская школа (Казанское училище), каменные хозпостройки (дровяной склад, скотный двор, ремесленные классы, экономский дом, каменная баня и др.). Первые три здания были связаны подземными переходами. По воспоминаниям старожилов, к западу от учебного корпуса располагалась каменная конюшня и баня. Баня была построена после 1905 г. Земельный участок комплекса состоял из двух частей: северной — размером примерно 380 м на 340 м, южной — 380 м на 200 м.

Рядом со зданием училища находился училищный садик. Чуть дальше — архиерейская роща с прудом. Другой, более старый, пруд располагался рядом с Казанской церковью. С юго-западной стороны к комплексу примыкали пожарное депо и женский приют.

В 1916 г. в составе братии числилось шесть иеромонахов, три иеродиакона, один монах и один рясофорный послушник.

Формально закрытие Бийского архиерейского дома и большинства миссионерских структур произошло 27 мая 1920 г. Тогда Бийский уездный ревком принял решение передать его в ведение местной больницы. В течение нескольких последующих лет на этой территории еще проживали священнослужители. Примерно с 1923 г., после ареста архиепископа Иннокентия, в бывшей архиерейской церкви служили обновленцы. С 1930 г. комплекс бывшего архиерейского дома заняла воинская часть. В доме архиерея расположился штаб, в училище — гарнизонный дом офицеров, в начальной школе — средняя школа. В 2001 г. воинскую часть передислоцировали. Из всех построек Русской Православной Церкви был возвращен в 1994 г. Казанский храм, который в настоящее время освящен в честь свт. Димитрия Ростовского, а также в 2002 г. — архиерейский дом.

Свидетельства эпохи, хранимые в музее

На территории Архиерейского подворья в 2005 году по благословению Преосвященного Максима, епископа Барнаульского и Алтайского основан музей истории Алтайской Духовной Миссии. У истоков создания музея  стоял Павел Коваленко, заместитель директора по инновационной работе школы №4 Бийска. В 2008 году музей стал занимать весь архиерейский дом. Сегодня в многочисленных залах трехэтажного здания представлены 50 тысяч экспонатов. Деятельность музея всесторонне поддерживает Преосвященнейший Серапион, епископ Бийский и Белокурихинский.

Первым экспонатом стала коллекция чугунных утюгов, которую передал музею Виктор Буланичев, директор Демидовского фонда. Он же вместе с настоятелем Казанского храма стал соучредителем музея. Потом в процесс включились все неравнодушные люди. За редким исключением все экспонаты были переданы в дар музею. Это касается даже икон и редких книг. Самым древним экспонатом является одна из первопечатных книг Руси — «Октоих» 1618 года издания.

Интересная история связана с крестами, которые подняли со дна Бии. Настоятель храма Казанской иконы Божией матери протоиерей Валерий Замятин с улыбкой вспоминает эту историю:

— Человек идет по коммунальному мосту и видит: в реке лежат кресты. Подумал — что-то с ним не то творится, позвал людей. Оказалось, кресты ему не померещились. Мы обратились в МЧС, и водолазы подняли кресты с дна реки. Как выяснилось позже, отец Ермоген, который в 1969 году приехал в Бийск и стал настоятелем Успенского собора, сменил кресты на новые, а эти, как и положено, предал стихии. Затем пенял мне, ты зачем, говорил, юродивый, поднял их? Теперь эти кресты и те, что пришли им на смену, хранятся в музее.

Кажется, не хватит дня, чтобы внимательно рассмотреть все экспонаты. Мария Роголева, научный сотрудник и экскурсовод музея говорит, что в музее интересно всем категориям посетителей:

— Детям нравится лазать в ледник — это такой погреб, куда загружался лёд и хранились продукты. Они с удовольствием исследуют потайные лестницы, интересуются предметами, которые никогда прежде не видели. Взрослые любят рассматривать предметы быта, вспоминают, что встречали подобные у своих родителей или бабушек. Паломникам интересны иконы, книги.

Музей открыт все дни кроме понедельника и пятницы с 8:00 до 16:00. Входной билет стоит 100 рублей ля детей и взрослых. Для детей инвалидов и сирот вход свободный.

Работы по воссозданию облика подворья

Отец Валерий провел небольшую экскурсию по подворью и рассказал о том, какая работа по восстановлению прежнего облика подворья ведется сегодня.
Напомним, архиерейский дом, как и другие здания комплекса, является памятником градостроительства и архитектуры регионального значения.

— Государственного финансирования для восстановления здания у нас нет, как и больших серьезных частных инвесторов. Реставрационные работы по фасаду здания оценили в 36 млн. рублей. Существует программа «Культурное наследие России», но для того, чтобы получить финансирование по этой программе, нужно несколько миллионов заплатить за выполнение проектно-сметной документации, которых у нас нет.

Сейчас по очереди в каждом зале Архиерейского дома ведутся ремонтные работы, полностью заменена проводка. Отец Валерий поделился и другими планами по восстановлению подворья.

В частности, в полуразрушенной бывшей трапезной предстоит убрать провисшие дверные и оконные проемы и сделать крышу, чтобы остановить дальнейшее разрушение строения. По периметру подворья возводят ограду.

— Мы рассматривали разные варианты, но все -таки пришли к тому, что ограда здесь должна быть достойной. Мы нашли несколько снимков старой исторической ограды, и насколько возможно строящийся забор приблизили к нему по стилю.

Сейчас рабочие возводят въездные ворота. Кирпичная часть ограды не будет превышать 70 см от земли. Чтобы избежать ощущения замкнутости пространства, на ней установят красивые кованые элементы. Так ограждение будет выглядеть только с лицевой стороны. Со стороны бывшей рощи установят экономичную сетку. Кирпичную часть ограды сделают в ближайшее время, а вот ковка — удовольствие дорогое, о сроках говорить сложно. В обозримом будущем не станет забора, который сегодня отделяет Казанский храм от территории остального подворья.

Среди ближайших планов значится открытие новой экспозиции «Колокольня Архиерейского дома».

— Несколько лет назад мы заменили колокольню на Казанском храме. Часть старых колоколов, которые оказались невостребованными, в ближайшее время появятся на колокольне Архиерейского дома. Но перед этим нужно будет переделать лестницу, ведущую на колокольню.

Конечно, колокола не станут бутафорским украшением колокольни, ведь они не должны молчать. Здесь, как и в храме, будет работать звонарь. На вопрос, не проще ли установить электронную звонницу, Отец Валерий отвечает:

— Наряду с благами прогресса еще нужно думать о том, чтобы не утратить ремесло, которое существует испокон веков в церкви. Тем более, у нас есть заинтересованные молодые люди, которым интересно это искусство — на различных курсах и конкурсах они развивают свое мастерство. Я их в этом поддерживаю.

Из прежнего комплекса наряду с храмом в хорошем состоянии находится здание бывшего катехизаторского училища, где работает Бийская православная школа, деятельность которой насчитывает более 20 лет.
А вот роща со столетними липами, которые, возможно, были высажены святителем Макарием Алтайским, ушла в свое время с торгов, и сегодня только и остается наблюдать, как она гибнет в угоду урбанистическим планам.

Источник: Алтайская духовная миссия в 1830–1919 годы: структура и деятельность, автор Георгий Крейдун

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.