СМУ-4. Люди, построившие город. Глава 1

Предлагаем вашему вниманию первую главу книги «СМУ-4. Люди, построившие город» — о строителях строительно-монтажного управления № 4 «Сибакадемстроя», благодаря которому в Белокурихе был возведен современный курорт и практически все жилые многоквартирные дома.

Глава 1 «Время почтовых ящиков»

Официально СМУ-4 «Сибакадемстроя», подразделения Министерства среднего машиностроения СССР, было организовано в Белокурихе в январе 1970 года. Но создано оно не на пустом месте. Строительный участок «Сибакадемстроя» в курортном поселке появился задолго до этой даты.

Планы по строительству солидного санаторно-курортного комплекса республиканского масштаба в поселке Новобелокурихаимелись у руководства региона ещедо Великой Отечественной войны.

Непосредственно после войны заняться их воплощением мешали объективные трудности: часть страны лежала в руинах, явственно ощущалась нехватка рабочих рук. Но уже в конце сороковых годов тресту «Новосибпроект» поручили произвести геодезическую съемку курорта Белокуриха. Изыскательская партия под началом Г.Н. Имшенецкого представила в 1949 году результаты, которыми далее руководствовались при создании плана строительства «Большой Белокурихи». Хотя с его разработкой и воплощением пришлось повременить.

Надо учитывать обстановку того времени. Она явно не способствовала разработке каких-либо масштабных планов в курортной сфере.
После испытания американцами атомной бомбы и перехвата разведкой их планов в случае горячей фазы противостояния с СССР произвести массированную ядерную бомбардировку крупных городов противника (план «Пинчер» от 1946 года предусматривал нанесение удара 50 атомными бомбами по 20 городам СССР, план «Дропшот» 1949 года предусматривал атаку 200 городов СССР уже тремя сотнями атомных бомб) разработка собственного атомного оружия стала первоочередной. Фактически стоял вопрос о жизни и смерти всего советского государства и его граждан.

В закрытых «почтовых ящиках» Первого главного управления (с 26 июня 1953 года – Министерства среднего машиностроения) кипела напряженная работа по созданию ядерной бомбы. По всей стране возводились ударными темпами объекты атомной промышленности. В работы были вовлечены и гражданские, и военные строители.

Итогом стало испытание советской атомной бомбы в 1949 году. Но этим история не закончилась, требовалось догнать американцев в следующем витке начинающейся гонки, создать более мощную – водородную – бомбу. Только после достижения паритета в данной области с США можно было вздохнуть свободно и высвободить трудовые и материальные ресурсы для иных строек государственного масштаба.

Опять же, более важным был вопрос с продовольствием. Значительные людские и материальные ресурсы были отвлечены на поднятие целины: в 1954 году февральско-мартовский пленум ЦК КПСС принял Постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель».

На сегодня существует несколько версий разной степени достоверности того, каким образом обратил внимание министр Минсредмаша Ефим Павлович Славский на поселок Новобелокуриха. В их ряду выделяется история, приведенная ниже. Тем более что ее поведал сам Ефим Павлович Славский во время встреч с работниками СМУ-4, и его рассказ практически без изменений передают многие ветераны этого предприятия.

На заседаниях Верховного Совета СССР (помимо основной должности в министерстве Славский был депутатом 5–11-го созывов Верховного Совета СССР) он сидел рядом с первым секретарем Алтайского краевого комитета КПСС Александром Васильевичем Георгиевым. Они подружились, и в одном из разговоров Георгиев пожаловался ему: есть на Алтае минеральный радоновый источник, его, по уму, надо бы освоить, но нет на то никаких резервов – ни трудовых, ни материальных. Шло поднятие целины, куда были брошены все силы. Ефим Павлович переспросил: источник радоновый?Георгиев ответил утвердительно.

Славский еще с гражданской войны имел болезнь рук, лечился на грузинском курорте «Цхалтубо» радоновыми ваннами, причем довольно успешно, оттого высоко ценил их целебные свойства. Он спросил Георгиева, может ли тот выделить землю в Белокурихе под строительство ведомственного санатория для работников Минсредмаша. «Да хоть сколько!» – был ответ. Указывается, что данная история произошла в 1957 году. После этого разговора Славский не стал откладывать дело в долгий ящик, и в Белокуриху были посланы представители ведомственного проектного института. Они выбрали участок для строительства санатория (место современного санатория «Алтай-West», за ним до сих пор числится обширная территория, лог и ближайшая гора. –Прим. ред.).

В 1958 году село Новобелокуриха было преобразовано в курортный поселок. Началась генеральная реконструкция курорта. Его территорию зонировали, разделив на курортную и жилую части. Далее начали переселять людей из курортной части в жилую, на территорию улицы Школьной (современная ул. Братьев Ждановых).

Минсредмаш поручил строительство ведомственного санатория строительной организации, которая называлась «почтовый ящик №53». Данное предприятие было создано в 1948 году в Новосибирске и первоначально занималось строительством объектов атомной промышленности. Личный состав «почтового ящика» состоял в основном из военнослужащих. Долгое время и в Белокурихе, на местном участке данного «почтового ящика», работали преимущественно люди в погонах. Впрочем, некоторые из них и после демобилизации возвращались на полюбившуюся работу уже в качестве гражданского персонала.

Была подготовлена проектная документация, с 1959 года началось возведение трехэтажного санатория «Алтай». Работами занимался военно-строительный отряд. На некоторое время ему пришлось приостановить строительство, чтобы доделать обваловку плотины гидростанции на Оби под Новосибирском. Затем отряд вернулся и продолжил строительство на курорте.

В ходе работ возникали определенные трудности. Стройматериалы приходилось доставлять из Новосибирска. А на тот момент не существовало капитального моста через Катунь в районе села Катунского Смоленского района, и еще не было капитального Коммунального моста через Бию в городе Бийске (был построен в 1965 г.). Перевозка грузов осуществлялась с перерывами весной и осенью, когда убирались понтонные мосты. Технику, оборудование и стройматериалы приходилось либо усиленными темпами ввозить через понтоны в определенное временное окно, либо через огромный кружной путь – до Черги и Алтайского.

Помимо военно-строительного отряда на строительстве также трудились гражданские работники. Одним из них был ветеран Великой Отечественной войны, почетный гражданин Белокурихи Арней Савельевич Унжаков. Он оказался в курортном поселке в январе 1961 года. Попытался прописаться, но без справки о работе не прописывали. Тогда пошел устраиваться на работу в контору строителей, как раз начинали ставить фундамент санатория «Алтай». О том времени рассказывает:

— Организация была новая, привезли они в Белокуриху 200 солдат, построили им две казармы, каждая на 100 человек. В то время никаких капитальных строений на курорте и не было, разве что четыре деревянных двухэтажных корпуса для отдыхающих. Остальные же отдыхающие жили по домам у частников. Тем платили за постой, курорт выдавал койки и постельное белье. Когда я пришел устраиваться, думал стать плотником. Но в отделе кадров глянули мою трудовую книжку, а там указано, что я подотчетный работник, проработал ранее 7 лет продавцом. Говорят: плотником мы тебя не возьмем, давай на склад. А мне все равно было, лишь бы приняли, и я смог прописаться. В общем, оформился и 2 февраля 1961 года уже начал вести прием грузов на свой склад. Был один складик для ценных вещей, а все остальное хранилось в армейских палатках. Припасы были большие. Сюда везли металлические трубы, плиты, кирпич, пиломатериал. Возили грузы по железной дороге с Новосибирска, а здесь уже на грузовиках. Круглый лес, восьмиметровые металлические трубы большими машинами везли. Еще и СМУ не называлось, был «почтовый ящик». А с нас брали подписку о неразглашении, в какой организации работаем.

Похожую картину курортного поселка и начала строительства рисует в своих воспоминаниях Иван Игнатьевич Аникевич (записала Т. Тимошенко):

— Приехал я в Белокуриху 2 сентября 1961 года. Направило меня сюда руководство «Сибакадемстроя» в командировку на строительство санатория «Алтай». Белокуриха в это время была небольшим селом с деревянными одноэтажными домами и незаасфальтированными дорогами. Работал я в «почтовом ящике» – так назывались строительные подразделения Министерства среднего машиностроения. Был вначале мастером, затем начальником участка. Под моим руководством гражданские и военные строители возводили грандиозные объекты. В 1963 году мы сдали в эксплуатацию санаторий «Алтай» (главным врачом был назначен В.Е. Толмачев. В августе санаторий уже принял первых пациентов. –Прим.авт.). Одновременно со строительством и благоустройством курорта, прокладкой дорог и тротуаров на глазах разрасталось село. Мы построили среднюю школу №1, детский сад санатория «Алтай» по улице 8 Марта, где находятся сейчас жилые квартиры…

Кроме того, к моменту работы санатория в Белокурихе была запущена водопроводная система с забором воды из реки. Заработали также очистные сооружения и канализация.

Мария Семеновна Макарова была принята каменщиком в стройучасток предприятия №53 по строительству курорта «Белокуриха» в декабре 1959 года. К тому времени, вспоминает, бригада строителей уже была сформирована. Помимо лечебного корпуса санатория «Алтай» строили котельную. Рассказывает, что уже после ее возведения помогала слесарям: была маленького роста и веса, легко карабкалась по трубам. Ей подавали снизу на веревке асбестовый утеплитель, она его закрепляла на трубах и штукатурила. Работа каменщиком тогда была тяжелой, особой механизации не имелось. Зимой раствор подогревали костром, приспособив над ним старый кузов от автомобиля. Разносили его затем в ведрах. Работали быстро, стараясь успеть,пока раствор не схватился. Не все выдерживали такой темп, многие уходили, отработав от силы неделю.

В начале шестидесятых годов произошла реорганизация «почтовых ящиков», в результате чего за короткий срок произошли следующие изменения:

В 1963 году почтовый ящик №53 был ликвидирован, и его рабочих перевели в почтовый ящик №111. Данная организация действовала в Новосибирске с 1959 года, занимаясь в основном строительством гражданских объектов.

В 1966 году почтовый ящик №111 был расформирован, и его личный состав перевели в «Сибакадемстрой». Управление строительства «Сибакадемстрой» было создано в 1959 году для возведения научного городка Сибирского отделения Академии наук СССР.
«Почтовые ящики» поставленные задачи выполнили успешно, в том числе и в п. Новобелокуриха, обеспечив развитие и дальнейшее расширение курорта в последующие периоды.

Соответственно, параллельно с изменениями «вывески» головного предприятия менялось и название его строительного участка в Новобелокурихе. По записям в трудовых книжках рабочих того времени можно отследить эти изменения.

В 1959 году они трудятся в п/я 53 стройучастка «Белокуриха».В 1963 году в связи с ликвидацией предприятия п/я 53 переведены в п/я 111 (в соответствии с Приказом министра №0335). В 1965 году переведены в СМУ-1 п/я 111. А в декабре 1966 года «в соответствии с Приказом министра №080сс уволены в порядке перевода на предприятие «Сибакадемстрой».

Строительный участок в Белокурихе назывался «СУ-5 СМУ-1 «Сибакадемстроя». Само СМУ-1 «Сибакадемстроя» находилось в Новосибирске.

К середине шестидесятых строительный участок переживал не лучшие времена. После сдачи санатория «Алтай» кадровый состав был серьезно сокращен. Военно-строительный отряд вернулся на место постоянной дислокации, часть строительной техники вывезли, гражданский персонал подвергся сокращению. Логичный шаг, с учетом того, что основная задача по строительству санатория «Алтай» была выполнена, а иных не ставилось.

По словам Василия Васильевича Толстолуцких, который служил в военно-строительном отряде в Белокурихе, а позже и возглавлял его, военные строители были отозваны из Белокурихи в Новосибирск из-за усложнившейся внешнеполитической обстановки. С 1962 года начался дипломатический конфликт Китая с СССР, назревало обострение ситуации.Так потом и получилось, когда в марте 1969 года произошло боестолкновение на Даманском полуострове. В сентябре 1969 года начались переговоры с Китаем, ситуация была разряжена. Благодаря этому военные строители и подразделения Минсредмаша вновь смогли обратить внимание на гражданские объекты.

Оставшиеся работники достраивали инфраструктуру санаторного комплекса, занимались благоустройством. Выполняли также некоторые работы по просьбе поселкового совета. В частности, как вспоминает председатель исполкома поссовета Белокурихи Геннадий Малаханов, строители «Сибакадемстроя» возвели по эскизу памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне.Возглавлял в те годы строительный участок №5 СМУ-1 «Сибакадемстроя» и одновременно являлся его прорабом Иван Игнатьевич Аникевич.

 

И.И. Аникевич

Иван Игнатьевич Аникевич родился 13 июня 1923 года в большой крестьянской семье в с. Гаровка Хабаровского края. Окончив 7 классов, поступил в ремесленное училище, приобрел специальность «плотник-столяр». Вступил в ряды ВЛКСМ. По окончании ремесленного училища работал на стройках о. Сахалин.

В начале 1940 года возвратился с Сахалина и поступил учеником токаря на авиационный завод имени Горького. Проработал там до 1946 года (работники завода имели бронь). В 1949 году приехал с семьей в Новосибирск и устроился на работу в п/я 53 десятником. Одновременно поступил в вечерний Сибирский техникум на строительный факультет. После окончания техникума работал мастером, прорабом на стройках Новосибирска. Под его руководством строили основное здание 600-го завода «Химконцентрат».

Вступил в ряды КПСС. Принимал участие в строительстве новосибирского водохранилища «Обское море». Возводил животноводческие комплексы сельского хозяйства. За свой труд был награжден медалью «За освоение целинных земель».

В 1961 году его направили в Белокуриху прорабом, затем начальником участка. Вел активную работу, в том числе в качестве депутата, секретаря партийной организации СМУ-4. Возглавлял сметный отдел СМУ-4 (был начальником отдела) и проработал до ухода на пенсию. Уже на пенсии работал диспетчером в АТБ-4 (автобаза № 4, в первое время относившаяся к СМУ-4, а затем ставшая отдельным структурным подразделением «Сибакадемстроя»). Был председателем садоводческого общества СМУ-4.

Неоднократно награждался медалями, значками победителя соцсоревнований, почетными грамотами.

Вторая глава — по ссылке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.