В санатории «Белокуриха» работает «Школа здоровья»

Что мешает постоянно заботиться о своём здоровье и как преодолеть это препятствие? На эти вопросы ищут ответы в «Школе здоровья», которая работает в санатории «Белокуриха». Группа пациентов в течение недели встречается с разными врачами, с целью профилактики появления новых заболеваний и развития имеющихся недугов. Люди учатся менять свой образ жизни с учётом заболевания и привносить в него здоровые привычки.

 В «Школе здоровья» ведут занятия врачи: психотерапевт, диетолог, кардиолог, терапевт, эндокринолог, врач лечебной физической культуры. За время обучающего курса состоится одно практическое занятие, во время которого фельдшер будет обучать посетителей школы правильно измерять давление, уровень сахара в крови при помощи медицинских приборов. И завершает цикл повторное занятие с врачом-психотерапевтом.

Давно знакомое, на новый лад

– «Школа здоровья» – идея не новая. Врачи санатория «Белокуриха» с каждым пациентом проводят эту работу в индивидуальном порядке – рассказывают о заболевании, о методах его лечения, дают рекомендации, связанные с образом жизни. Мы адаптировали эту идею, и появился пилотный проект – работа с группой пациентов врачей разных специальностей. Люди за короткий срок могут оценить своё отношение к здоровью, к лечению, встретиться с разными специалистами, задать им интересующие вопросы. Совместно попытаются преодолеть трудности, проблемы, которые мешают позитивным переменам. Этот проект является вторым этапом работы над моей кандидатской диссертацией «Вторичная профилактика артериальной гипертензии при сочетанном применении общей магнитотерапии и минеральных ванн курорта Белокуриха». Мы изучали на примере двух групп пациентов (исследовательской и контрольной) эффективность санаторно-курортного лечения артериальной гипертензии. Предварительные результаты – хорошие. Предстоит ещё проанализировать следующий этап исследования – катамнестический. Мы взяли адреса пациентов, и через полгода провели анкетирование. Исследуемые ответили на ряд вопросов, на которые уже отвечали сразу после лечения. Нас интересовало, повышалось ли артериальное давление за эти полгода выше обычного или оно стабилизировалось, хорошо ли они спят, что происходит с их массой тела и так далее.

Есть понятия первичной и вторичной профилактик. В первом случае, болезни ещё нет, но человек к ней наследственно предрасположен. Задача первичной профилактики – не допустить или отсрочить проявления заболевания. Вторичная профилактика направлена на минимизацию факторов риска и прогрессирования имеющейся патологии. Здоровый образ жизни заложен в основу любой профилактики. Пациент должен понимать, что есть такие факторы риска развития заболевания, которые ему под силу изменить. Допустим, избыточная масса тела способствует развитию гипертонии, а если снизить вес на 10 кг, то и артериальное давление стабилизируется.

В условиях санаторно-курортного лечения, когда человек отдыхает и не занят решением ряда рабочих, бытовых, семейных проблем, он лучше включается в работу «Школы здоровья». Создаётся благоприятная обстановка для восприятия информации, и те знания, которые пациент получает в результате, дают ему понимание вектора движения, чтобы заняться организацией своей жизни с учётом состояния здоровья, – рассказала Оксана Корвякова, главный врач санатория «Белокуриха».

Мысли материальны

– Наши мысли, взгляды на ту или иную проблему определяют наши действия, – говорит Елена Коснырева, врач-психотерапевт. – Поэтому на первом занятии при помощи тестирования мы должны выяснить, как пациенты оценивают качество своей жизни, насколько они обеспокоены состоянием здоровья, как подходят к лечению имеющихся заболеваний, то есть, насколько они ответственно относятся к вопросам поддержания и восстановления своего здоровья. По результатам опроса будет выявлен уровень приверженности к лечению: низкий, средний, либо высокий. Также мы поймём, насколько человек готов изменить образ жизни в целях улучшения своего самочувствия и здоровья. В течение нескольких дней группа пациентов будет встречаться с врачами, которые будут им рассказывать, что нужно поменять, например, в своей диете, чтобы не провоцировать обострение заболеваний. И в завершение я также проведу тестирование, его результаты мы сравним с первоначальными – это позволит понять, поменял ли человек своё отношение к вопросам здоровья. И если улучшение незначительное или его нет, мы будем выяснять, что мешает этому. Например, важно вовремя принимать таблетки, проходить обследования, регулярно посещать врача и так далее. Может быть, достаточно изменить взгляд на проблему, отношение к ней. Положительные результаты нашего обучающего курса «Школы здоровья» будем закреплять.

Здоровье человека, по данным ВОЗ, зависит от четырёх факторов: состояния системы здравоохранения в стране, экологии, наследственности и образа жизни человека. Причём образ жизни человека на 50% влияет на его здоровье, а вот состояние медицины – лишь на 10%. Изменив свой образ жизни, пациент может помочь себе сам – предотвратить болезнь или минимизировать риск её осложнений.

Елена Малетина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.