Инна Рязанова. Полбалла, которые изменили жизнь

Инна Владимировна Рязанова 18 лет руководит Городским дворцом культуры в Бийске. Официально поводом для нашей встречи стало вручение Инне Рязановой диплома за победу в губернаторском конкурсе профессионального мастерства «Лучший работник культуры года». Но на деле я хотела познакомиться сама и познакомить читателей с женщиной, о которой раньше знала только, что она талантливая и очень красивая.

Всякий раз, когда я берусь за ручку двери Городского дворца культуры, я представляю, будто стою перед театром какого-нибудь большого города или даже столицы, настолько он мне кажется выбивающимся из современной архитектуры города.

Инна Владимировна, словно в ответ на мои мысли, позже скажет в интервью:

— Здание ГДК нехарактерно для инфраструктуры города. Это наглядно видно, если смотреть на него с высоты птичьего полета: вот стоит наше здание, а вокруг пятиэтажки, частный сектор и гора. Гастролирующие артисты признаются, что, проезжая мимо частного сектора по улице Трофимова, совсем не ожидают, что перед ними откроется такой вид. Это, действительно, дворец. Иногда нас называют домом. А однажды, не смейтесь, накануне прекращения работы Химкомбината, его новые хозяева мне сказали оценивающе: «Нам нравится ваш клуб!». Кстати, если вы обратите внимание, в моем дипломе написано «Лучшему клубному работнику».

Ну, а что? Клуб — слово широкого значения. Как и дворец — это место, где собираются люди по интересам, чтобы провести время, увлечься чем-то.

В кабинете директора уютно. Видно, что хозяйка кабинета проводит в нем много времени. Даже старинные семейные фотографии хранит здесь же. Но ни тишина в коридорах, ни уверенное спокойствие моей собеседницы не долго держат меня в заблуждении, что здесь царит тишь да гладь. Жизнь в ГДК кипит. Приходят и уходят люди, без конца звонит телефон. Студенты, сотрудники, подрядчики, администрация….Круговерть из решений, подписей, согласований.

— Инна Владимировна, а какой была ваша жизнь до ГДК?

— ГДК был почти всегда в моей жизни. Когда в 15 лет я впервые приехала из Барнаула в Бийск поступать в музыкальное училище, первое, что я увидела – Дворец культуры. У многих моих одногруппников родители работали на Химкомбинате. Вместе с ними я посещала мероприятия и концерты. Наше училище было совсем недалеко, на «первом участке», где сейчас находится вторая музыкальная школа.

Позже я работала здесь по совместительству: занималась с детьми музыкой, выступала, играла на гуслях «Садко» в ансамбле «Росинки».

— Как получилось, что из Барнаула вы приехали поступать в Бийск? Вы были одна?

— Меня сюда привели пресловутые полбалла, которых мне не хватило для поступления в музыкальное училище в Барнауле. Но поскольку я не видела для себя иной профессии, выплакав всю свою горечь от неудачи подруге, отправилась поступать в Бийск.

— Как же вас отпустили одну, такую юную,  в незнакомый город?

— Я сама поражаюсь. Спустя годы я задавала маме вопрос, как ты могла, отпустить в чужой город 15-летнего ребенка? У нас в училище хватало примеров, когда ребята бросали учебу, занимались не тем, чем следовало.

Мама мне на это отвечала: «Я знала, что с тобой ничего не случится».

Я была очень самостоятельным ребенком. Надо мной никто никогда не трясся, несмотря на то, что я была единственным ребенком в семье. Мои родители были профобязательными, работа для них было главным занятием в жизни. И я всегда была организованна. Прибегала из школы и сразу же шла на лыжную секцию, затем отправлялась на кружки в Дом ученых, посещала музыкальную школу и библиотеку. В библиотеке мы с подругами помогали заведующей обслуживать читателей. Конечно, и чай вместе пили, новые журналы первыми читали, особенно ждали «Кругозор» с эстрадными мелодиями, записанными на гибких пластинках.

— Ваша любовь к музыке возникла благодаря каким-то традициям в семье, может быть, у вас в роду музыканты были?

— В семье музыкальные традиции существовали, но на уровне самодеятельного творчества. Моя бабушка родом из Центральной России. В своем селе она была первой певуньей. Теперь моя мама является хранителем фольклорных песен. Папа родом с Северного Казахстана, его больше привлекали студенческие песни и цыганские романсы под гитару. Он и сам играл на семиструнной гитаре, иногда они с мамой вместе пели.

— После окончания училища не было желания вернуться домой? Или вы получили распределение в Бийск?

— Меня распределили в Солонешное, но я так и не была там. Наслышана о том, что это очень красивый район, мечтаю, что когда-нибудь съезжу.

А не попала я туда потому, что вышла замуж и осталась в Бийске. Я работала учителем музыки в школе №25. Несмотря на то, что урок музыки никогда не считался серьезным уроком, я работала по программе советского композитора и педагога Дмитрия Борисовича Кабалевского. Он включил в школьную программу не только певческие навыки, но и рассуждения о музыке, понимание ее, знакомство с мировыми музыкальными шедеврами. Так занятия получались увлекательнее, порой дети не хотели уходить с урока. Когда раздавался звонок, были слышны возгласы разочарования о том, что урок закончен. Считаю это своим достижением, и мне всегда приятно, когда я иду по городу, и меня узнают мои бывшие ученики и их родители, улыбаются.

— Сейчас в вашей работе руководителя остается место творчеству или оно все уходит на решение административно-хозяйственных вопросов?

— Чтобы было творчество, нужно создать для него условия. Но я успеваю заниматься творчеством, сама люблю выступить на сцене. Продолжаю заниматься с детьми, в настоящий момент у меня 14 воспитанников.

— В прошлом году руководитель дома культуры в селе Маловолчанка Крутихинского района Анатолий Агилов продал корову, чтобы содержать учреждение. За 20 лет государство, по его словам, помогло лишь раз, когда обрушилась крыша. Вам приходилось сталкиваться со сложностями подобного характера за эти 18 лет?

— Сложности, конечно, есть. В их решении мне пригождается мой опыт работы в школе. Не знаю, как сейчас, но тогда все было очень скромно, приходилось из ничего изобретать что-то. Лишних денег нет совершенно. Все наше финансирование — это скромная зарплата сотрудников и 50-процентная льгота на коммунальные услуги.

Остальное мы зарабатываем сами: это родительские, арендные и гастрольные деньги, концертная деятельность. Но основа нашей работы – социальная направленность. Мы — учреждение культуры, которое ориентировано на всех жителей города. У нас нет финансового плана, согласно которому мы должны столько-то заработать. У нас есть муниципальное задание, оно финансируется. Внебюджетная деятельность, конечно, приветствуется, но необязательна. Поэтому мы прежде, чем что-то сделать, купить или отремонтировать, долго думаем.

Огромную роль для ГДК сыграло то, что город в свое время получил статус наукограда. Благодаря финансированию по этой линии дворец стал подниматься с колен в плане внешнего вида. Мы решили проблемы с крышей, которую не меняли 40 лет, фасадом, размытым фундаментом, установили пожарную сигнализацию. Ремонт Дворца стал самым главным событием для коллектива за эти годы.

— О чем же вы теперь мечтаете?

— Я бы хотела, чтобы у нас прошел капитальный ремонт внутри здания, включая замену кресел в зрительном зале, чтобы у нас появился светодиодный экран, новая световая и звуковая аппаратура. Время идет, то, что есть у нас, уже не отвечает требованиям приезжих артистов и запросам зрителей.

И в этом ответе звучит не столько нотка настоящего хозяйственника, сколько заботливой хозяйки большого творческого семейства ГДК.

В заключении Инна Владимировна поздравила своих коллег с наступающим Днем работника культуры 25 марта:

— В преддверии нашего профессионального праздника мне бы очень хотелось пожелать своим коллегам всего самого замечательного — здоровья, исполнения творческих замыслов, мира и покоя. В нашей отрасли нет случайных людей. Красота, преданность, неравнодушие — это качества наших сотрудников, которые достойны многого.

Поделиться в социальных сетях:

[SvenSoftSocialShareButtons]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.