5 выдающихся жительниц Бийска: благотворительницы, труженицы, звёзды

135

Эти пять женских портретов все желающие могут увидеть в просторном светлом зале Бийского Драматического театра. Портретная галерея  выдающихся жителей Бийска  (всего 26 картин, охватывающих период с 18 по 21 вв.) расположена здесь стараниями Демидовского фонда. В преддверии Международного женского дня «Бийский округ» рассказывает истории из жизни известных бийчанок.

 

Елена Григорьевна Морозова 

Елена Морозова (художник Андрей Арестов)

После смерти Алексея Федоровича Морозова, купца 1-й гильдии, мецената, общественного деятеля, во главе фирмы встала его жена – Елена Григорьевна. На тот момент ей было уже 63 года. С помощью помощников за 13 лет самостоятельной предпринимательской деятельности Морозова упрочила свои позиции в деловом мире Алтая и Сибири, превратив торговую фирму в торгово-промышленную. До постройки в 1910 году братьями Бородиными льнянопрядильной фабрики, кожевенный завод и крупчатая мельница Е.Г.Морозовой были самыми крупными промышленными предприятиями, и их существование имело большое значение для провинциального Бийска.  Как и ее покойный муж, Елена Морозова активно занималась благотворительностью.  Она являлась попечительницей Бийской женской прогимназии, а после преобразования ее в гимназию пожертвовала большую часть средств на строительство здания для нее; была «почетной блюстительницей» Успенского и Николаевского женских приходских училищ. Построила домовую церковь при городском мужском училище. До самой смерти она являлась бессменным председателем «Общества попечения о начальном образовании», пожертвовала обществу участок земли площадью 5 тыс. квадратных сажень под строительство школы на 125 учеников, постоянно выделяла средства на покупку учебников и одежды для беднейших учащихся.

За свою благотворительную деятельность была награждена медалью «За усердие» на анненской ленте и медалью в память о царствовании императора Александра III.

 

Валентина Антоновна Сенгалевич-Копылова 

Валентина Сенгалевич-Копылова (художник Андрей Арестов)

Дочь сибирского купца, отставного полковника Антона Копылова, построившего в 1912-1914 гг. для бийчан Народный Дом (здание Бийского драматического театра), городскую школу, а также открывшего в Народном Доме библиотеку и народный банк для горожан. Валентина Антоновна была одним из основателей художественного отдела, да и в целом музея в городе, Общества охраны памятников культуры и старины, первым собирателем художественной коллекции Бийска, которая теперь составляет свыше тысячи художественных произведений.

С началом революции талантливый скульптур, получившая образование в Римской Академии художеств, учившаяся на прославленных произведениях мирового искусства в лучших музеях Европы без ясной перспективы на будущее приехала в маленький сибирский городишко. Однако, здесь она оказывается очень востребованной.

Преподает скульптуру в Алтайском народном университете и в Центральной художественной студии, ведет уроки рисования на курсах переподготовки учителей рисования и в педагогическом техникуме, организует и заведует отделом Бийского научно-промышленного музея (первое название краевого музея имени В.В. Бианки), принимает активное участие в оформлении улиц, площадей к праздникам, создает скульптурные портреты вождей, занимается сбором коллекции изделий из фарфора китайских мастеров для музея, которая и сегодня представляет важнейшую часть художественной коллекции музея.

 

Виктория Викторовна Прибыткова

Виктория Прибыткова (художник Иван Мамонтов)

Георгий Алексеевич Прибытков, легендарный врач, и его жена Виктория Викторовна с первых дней нахождения в Бийске озаботились проблемами жизни людей. В 1888 году они создают Благотворительное общество для оказания регулярной помощи беднейшему населению.

Им удалось привлечь к работе состоятельных граждан Бийска. Многие считали за честь быть попечителями и жертвовали крупные суммы. Виктория Викторовна не могла смириться с ситуацией полной неграмотности, невежества местного населения. Она организует громкие читки книг на предприятиях, проводит просветительские вечера с использованием картин, организует кружки самодеятельности, театральные, хоры. Она организатор первой публичной библиотеки в городе Бийске и первая ее заведующая. Сейчас это центральная библиотека имена В.М. Шукшина.

Вместе с мужем она организовала приют для детей-сирот, который давал детям не только кров и питание, но и трудовые навыки, образование.

Принимала активное участие в работе общества Красного креста и была награждена медалью в память участия этого общества во время русско-японской войны 1904-1905 гг.

 

Мара Агеевна Генералова  

Мара Генералова (художник Андрей Арестов)

Родилась в селе Соколово Бийского уезда в семье рабочего. После смерти отца семья Мары переезжает в Бийск, Мара поступает в Николаевскую женскую гимназию.

Привитую с детства любовь к музыке, пению воплощает в церковном хоре Успенского собора, затем учится на вокальном отделении музыкальной школы. Выйдя замуж за красного командира Василия Генералова, оставляет сцену и всюду следует за ним. Но судьба распорядится так, что в 1937 году мужа объявят врагом народа и арестуют, Мара во время войны вернется в родные места.

Мара Генералова почти 30 лет прослужила в Бийском городском драматическом театре. За это время сыграла более ста ролей.Она первая в истории города заслуженная артистка РСФСР. Своим профессиональным опытом она охотно делилась с начинающими актерами. В театре была создана творческая мастерская Мары Генераловой. Демидовский фонд, Алтайское отделение Союза театральных деятелей и администрация Зонального района (родина Мары Агеевны) учредили Краевую общественную театральную премию имени заслуженной артистки РСФСР М.А. Генераловой.

 

Александра Владимировна Шумкина 

Александра Шумкина (художник Иван Мамонтов)

Самоотверженная труженица суровых военных лет, тысячница с «Продмаша». Так в годы войны называли рабочих, выполнявших по десять и более норм за смену. Шура Шумкина одной из первых 16-18 летних девушек пришла на эвакуированных в Бийск завод в 1941 году.

Выразила желание овладеть специальностью токаря, чтобы лучше помогать фронту. Парни на заводе подолгу не задерживались: достигнув призывного возраста, уходили в армию. На девичьи плечи с первых же дней легла основная тяжесть труда. А ведь совсем не просто было по двенадцать и более часов стоять у станка, иметь дело с металлом, тяжелыми деталями.

Шура брала не столько силой, сколько сноровкой. Она была исполнительна и добросовестна в работе. Всегда заранее готовила свой станок, инструмент, материал для обчистки. Ни одна минута у нее не пропадала даром. В 1945 году вместе с матерью и сестрами была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Источник: книга очерков «Выдающиеся люди Бийска», В.В. Буланичев.

Фото: сайт Демидовского фонда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *