В музее Бийска открылась экспозиция, посвященная развитию фотодела

161

В отделе истории Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки открылась экспозиция, посвящённая развитию фотодела в Бийске в конце XIX – начале XX века.

О развитии фотодела рассказывает Дмитрий Ерошкин, научный сотрудник Бийского краеведческого музея:

Новая экспозиция воссоздаёт интерьер старинного фотоателье, для чего была использована ранее не выставлявшаяся мебель фирмы GEBRÜDER THONET. В витрине экспозиции посетители также смогут увидеть стереоскопический фотоаппарат «Кодак» 1909 года выпуска, фотоаппарат «Фотокор – 1», диапроектор «Изделие Христофора Яковлева» второй половины XIX века для просмотра стереоскопических фотографических карточек и многое другое.

 

История возникновения фотографии

Первые опыты получения изображений с помощью камеры-обскура на пластинах с солями серебра производились уже в начале XIX века французскими изобретателями Жозефом Нисефором Ньепсом и Луи Дагером. В 1839 году Дагер опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром. После экспонирования пластина проявлялась парами нагретой ртути, а затем закреплялась в растворе поваренной соли. Получаемый таким способом единственный экземпляр снимка при определённом освещении выглядел, как высококачественный позитив, подробно отображающий мельчайшие детали объектов съёмки. Свой способ получения фотографического изображения Дагер назвал «дагеротипия». Практически в это же время англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот изобрёл негативно-позитивную технологию получения фотографического изображения, которую назвал «калотипия». В качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром. Процесс позволял тиражировать позитивное изображение с помощью контактной фотопечати.

 

Развитие фотографии в Бийске

Новая технология получения изображений стала стремительно завоёвывать Европу и США. Не стала исключением и Россия.

В 1883 году томский мещанин Виктор Людвигович Шаниор открывает в Бийске первое фотоателье по улице Троицкой, ныне Л. Толстого.

За годы своей профессиональной деятельности Виктор Людвигович сделал тысячи портретов бийчан, а также фото с видами города. Фотоателье Шаниора считалось лучшим в городе и было премировано в 1909 году специальной серебряной медалью за высокое качество исполнения фотографических карточек и мастерство фотографа. Многие семьи бийских купцов, мещан и чиновников предпочитали ателье Виктора Людвиговича всем другим студиям города.

Первые видовые фотографии Бийска – городские улицы и базар – были сделаны Николаем Александровичем Еромолиным уже в 1890-х гг.

По его фотографиям в 1900-1902 гг. начинают выпускаться первые открытки с видами города.

Николай Александрович Ермолин имел фотоателье в доме Дарьи Ивановны Елисеевой в старой части города. Об этом свидетельствует акт генеральной проверки промышленных и торговых заведений города Бийска, составленный городской управой в 1897 году. Сумма годового оборота заведения Ермолина тогда составляла 1000 руб.

В начале 1910-х гг. появляются открытки с фотографий Зилотина И.А., Скварчинского А.Б., Шаниора В.Л. Подписи на открытках делались на двух популярных в то время языках международного общения – французском и немецком. Увеличенные виды старого Бийска с этих открыток и в наше время можно видеть в экспозиционных интерьерах Бийского краеведческого музея.

Большой популярностью среди бийчан пользовалась «Художественная Центральная фотография И.А. Зилотина» по улице Успенской, 24.

Зилотин брал заказы на большие фотографические портреты, юбилейные групповые фотографии в дорогих нарядных паспарту.

Для фотографирования в ателье бийчане как правило одевали свои лучшие парадные костюмы, дамы – нарядные платья, соответственно своему статусу и сословию. Это было целое событие.

Фотографические карточки хранили в альбомах, подписывали на память своим родственникам, друзьям и знакомым. Из-за большого количества серебра в тогдашней фотобумаге карточки были практически вечными, сохраняя качество изображений и по сей день.

Фотоаппаратами и фототехникой в Бийске торговал магазин «Товарищество братьев Невоструевых», который находился на первом этаже здания по улице Успенской, ныне Советской, № 6, в доходном доме купца второй гильдии Игнатия Дмитриевича Рождественского (1839-1904).

Товарищество занималось также выпуском фотооткрыток с видами Бийска. Печать открыток осуществлялась акционерным обществом Гранберг в Стокгольме.

 

Инновационный прорыв в фотоделе

Завершающей инновацией в эволюции фотографии стала возможность использования в качестве подложки целлулоида вместо стекла, благодаря изобретению Ганнибалом Гудвином в 1887 году желатинового противоскручивающего контрслоя. Так место фотопластинок в начале XX века заняла листовая и рулонная фотоплёнка с желатиносеребряной эмульсией. Это изобретение привело к появлению портативных ручных фотокамер. Пионером в выпуске таких камер стала фирма «Kodak».

Сейчас один из таких стереоскопических аппаратов «Kodak» представлен в экспозиции музея. Однако в Бийске такие камеры были всё же большой редкостью, их можно было увидеть разве что у заезжих путешественников. Фотографов-любителей было ещё не так много. Самым известным из них, кстати, был последний император всероссийский Николай Александрович Романов, оставивший значительный архив фотокарточек, по которым мы сейчас можем составить впечатление о частной жизни императорской семьи.

Бийские обыватели, как и другие жители окраин империи, никогда не бывавшие за пределами родного города, с развитием фотодела получили редкую возможность увидеть далёкие экзотические страны и достопримечательности мировых столиц. Для этого использовались специальные стереоскопы и диапроекторы, которые сейчас также можно увидеть в музейной витрине.

 

Фотожурналистика

Такие фотоаппараты как «Фотокор-1», аналог германской камеры «Ica Volta 125» и «Kamera-Werkstätten Patent-Etui», появились чуть позднее, в 1920-х годах, но сразу же нашли широкое распространение, дав начало такому жанру как фотожурналистика. Именно подобного типа фотоаппаратом сделал свои снимки Эдмонд Транин, французский путешественник, посетивший Алтай в 1931 году и написавший впоследствии большую иллюстрированную статью «La montagne d’or de l’Asie rouge» – «Золотые горы Красной Азии».

Отцом фотожурналистики считается французский фотограф Анри Картье-Брессон. Картье-Брессон наиболее известен за создание «уличной фотографии» как стиля фотожурналистики. В возрасте около 23 лет он заинтересовался фотографией и оставил ради неё занятия живописью. «Я вдруг понял, что фотография может зафиксировать вечность в одном мгновении», – объяснит он позже.

Работы этого француза повлияли на поколения фотохудожников и журналистов по всему миру. Уйдя из жизни в 2004 году, Анри Картье-Брессон оставил после себя культурное наследие и целую философию фотоискусства. Использованная им 35-мм камера стала стандартом, а его цитаты были включены во многие книги по теории фотографии.

Ныне, с развитием новых цифровых технологий фотография стала частью повседневной жизни. Фотографируют все и всё, постоянно выкладывая свои «шедевры» в сети Интернет.

Но всё – таки не стоит забывать мудрое замечание месье Картье-Брессона, что в одном мгновении вы фиксируете вечность, и потомки будут судить о вас во многом по фотографиям, что вы оставите после себя.

Поделиться в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *