Иван Рыжков — матрос с канонерки «Кореец» из села Красный Яр

36

9 февраля 1904 года произошел знаменитый бой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой. Об этом сражении нам рассказывает научный сотрудник Исторического отдела Бийского музея им. В.В. Бианки Константин Ярославцев.

— В  сражении близ Чемульпо также участвовали наши земляки?

— Наш земляк, Рыжков Иван Илларионович ( в архивных документах — Ларионович) родом из села Красный Яр Советского района. Был матросом первой статьи на мореходной канонерской лодке «Кореец», которая вместе с «Варягом» были отправлены для несения службы на станцию. Станция находилась в порту города Чемульпо — ныне город Ильчхон, Южная Корея.

— В чем заключалась служба на станции?

— На станциях несли службу международные морские силы. В частности, в Чемульпо стоял крейсер французский, итальянский, американская канонерская лодка, и два этих русских корабля. Еще русский пароход «Сунгари», который обеспечивал наши корабли продовольствием, снаряжением, запчастями. Смысл несения службы на станции — охрана посольств. От Чемульпо недалеко Сеул, там были сосредоточены посольства вышеназванных государств: Франции, Италии, Америки, России. Корабли сами не могли прикрыть их огнём, в случае чего, однако могли эвакуировать представителей посольств, и там несли непосредственную охрану матросы. Крейсер, прибыв с канонерской лодкой, привёз солдат, матросов: охранную роту, караульную команду. Доставили туда казаков. В случае необходимости они могли из своего состава выделить роту матросов в Сеул, для усиления охраны. Такая вот была роль у стационеров.

Преследовать политические цели в данном регионе — то есть у России были свои взгляды на Дальний Восток, у Германии были свои взгляды. У немцев была даже своя военно-морская база в Китае, своя небольшая колония. Тогда, сами понимаете, конец 19-начало 20 века каждая страна старалась для себя какую-то колонию отхватить, важную — в экономическом плане, или военном.

— Именно стационерам выпала доля начать первое сражение русско-японской войны…

— Японцы в своей военной истории указывают, что русско-японская война началась с выстрелов, произведенных с 37-миллиметрового орудия, установленного на канонерской лодке «Кореец». Хотя они умалчивают о том, что первыми-то они огонь открыли по ней. Произвели торпедный залп не менее 4-х торпед. Из них три прошли далеко от канонерской лодки «Кореец». А одна — за кормой. Буквально в паре метров. Ещё бы немного — и канонерская лодка отправилась бы на дно с большей частью экипажа. Так что на самом деле война началась из-за них. Просто получилось так, что по международным правилам, канонерская лодка находилась в нейтральных водах, в водах нейтрального государства — в данном случае — Кореи. Где было запрещено вести боевые действия. А они это нарушили. Ввиду создавшейся угрозы командир корабля принял правильное на тот момент решение — отогнать противника. Потому что канонерская лодка уже входила в порт Чемульпо. А вражеские корабли висели на хвосте. Они нарушали все международные морские правила. Преследование чужого корабля, открытие огня в водах нейтрального государства, создание опасной ситуации.

Беляев приказал открыть огонь. Из кормового орудия было произведено несколько выстрелов, поскольку пушка револьверная пятиствольная — из пяти стволов выстрелили подряд. Это отпугнуло японцев. Миноносцы сразу скрылись. Но это было только начало.

Теперь расскажем, что из себя представлял наш «Варяг». «Варяг» был одним из новейших кораблей. И задача японцев была как раз в том, чтобы уничтожить или захватить этот новейший корабль. Построен в Америке, в Филадельфии, по иностранным чертежам. Очень хороший, качественно сделан, — машины, артиллерия, приборы. Потому, когда произошел тот памятный бой с участием наших двух кораблей японцы сосредоточили огонь именно на «Варяге», как на самом опасном. А канонерская лодка была построена в 80-х годах 19-го века, она, конечно, уже морально устарела, физически. Да и в скорости колоссально проигрывала. Поэтому с «Варяга» постоянно передавались сигналы на неё, мол, старайтесь не отставать. Старались, конечно, но когда взвился вымпел — идти на прорыв — и крейсер увеличил максимально скорость, канонерская лодка окончательно отстала. Это ее и спасло. Не отстань она, не уступай в скорости крейсеру, скорее всего ее бы постигла страшная участь. Крейсер же весь издолбили. У него действовало буквально 1-2 орудий, в боевом состоянии. Вся остальная артиллерия была выведена из строя. Все палубные надстройки были разрушены. «Варяг» получил несколько подводных пробоин, наклонился на борт. Кое-как вернулся в Чемульпо. Есть фотография, где «Варяг» входит в порт Чемульпо. Накренившийся на борт, сев кормой, все трубы изрешечены, все разрушено, все выгоревшее. Трупы матросов и офицеров на палубе. Вот эти останки — кишки, руки, ноги — всё это раскидано по кораблю, все залито кровью… Как вспоминают итальянские и французские офицеры, которые поднялись на судно, после того как «Варяг» отдал якорь, они в ужас пришли — вся лодка была залита кровью, стекая по бортам. Вы можете представить, что там была за бойня.

Хотя сейчас пытаются грязью облить и Руднева, который командовал этим отрядом кораблей, непосредственно «Варягом», и Беляева пытаются облить грязью, что они неправильно действовали, что у них сыграли амбиции. Мол, Руднев струсил, надо было действовать более активно. Ну как активно, когда два корабля наших и почти 15 кораблей японских. Как действовать? Когда один наш крейсер — 10 их крейсеров. Я таких историков не уважаю. Нельзя искажать историю, надо наоборот, прославлять наших героев. А они их пытаются облить грязью.

— А что канонерка?

— Канонерская лодка отстала. Да, она участвовала в бою, но на неё внимания японцы уже никакого не обращали — что там устаревшая посудина, когда вот новейший крейсер, и первоочередная задача вывести его из строя. Она стреляла из своих орудий, японцы пару раз выстрелят в неё. И опять продолжают долбить по крейсеру. Лодка практически не понесла потерь ни в личном составе, ни в матчасти. Повреждений не имела, как указывают историки.

Было однажды сказано бийскими историками, что Рыжков — один из четырёх оставшихся в живых матросов. Неправда. Там 170 с лишним было матросов, офицеров, все они живые вернулись из этого боя. Все вернулись на Родину. А здесь речь, скорее всего, идет о 1943-м годе, когда стали искать героев той войны, чтобы воодушевить бойцов, ведущих сражения с нацистами.

На крейсере «Варяг» было 500 человек — нашли тогда всего 30. На лодке «Кореец» было около 170 — нашли всего четырех. Но это уже сколько лет прошло! Я старался объяснить. Но не понимают.

— Итак, русские корабли вернулись обратно в Чемульпо после боя…

— А потом там же было принято решение корабли уничтожить: крейсер затопить, канонерскую лодку взорвать. В ходе подрыва сдетонировали боеукладки. Лодка разломилась на две части. Японцы её потом подняли — сдали на металлолом.

После того, как наши корабли были уничтожены, всех матросов взяли на свой борт иностранные корабли. В частности, матросы и офицеры канонерской лодки «Кореец» оказались на борту французского крейсера «Паскаль», он доставил команду в Одессу. Другой корабль доставил команду «Варяга». В Одессе их торжественно встречали, они прошли маршем, под ноги им бросали цветы. Каждому воину был вручен знак отличия ордена святого Георгия четвёртой степени и серебряная медаль «В память о бое «Варяга» и «Корейца» при Чемульпо», разработанная специально для них. Потом их увезли в Москву, где они таким же торжественным маршем прошли по площадям и центральным улицами. Дальше маршрут их пролегал в Петербург — тогда столицу России. Там их встречал сам Николай II.

— И среди них был как раз наш земляк Иван Рыжков

— Это единственный участник русско-японской войны, про которого известно достаточно много. Призван 1 ноября 1902 года из села Красный Яр на действительную военно-морскую службу 27 февраля 1903 года приказом зачислен в состав второй роты сибирского флотского экипажа. Наши сибиряки традиционно там служили. Матрос первой статьи, 13-й флотский экипаж. 23 февраля (8 марта по новому) награжден Георгиевским крестом 4 степени и серебряной медалью в память боя при Чемульпо. Награды вручались начальником одесского торгового порта. Умер он в 20-х годах. Конкретно установить его должность вряд ли удастся.

Поделиться в социальных сетях:

1 комментарий

  1. Технический комментарий для проверки работы виджета «Свежие комментарии».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *