“Бийск – Одесса – Бийск”: из хроники автомоторалли 1966 года

244

В 1966 году Центральный Комитет Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи (ВЛКСМ), Добровольное Общество Содействия Армии, Авиации и Флоту (ДОСААФ) и журнал «За рулем» объявили и организовали автомоторалли «Родина-66». Команды автомототуристов из всех городов Союза Советских Социалистических Республик (СССР) должны были прийти своим ходом в Город-герой Одессу.

Не остался в стороне бийский спортивно-технический клуб ДОСААФ, он выставил команду в составе:

Участники:

1. Липкин Г. В. – мотороллер “Тула-200”
2. Кощеев Г. А. – мотоцикл “Ковровец” К-17513
3. Котова Г. С. – мотоцикл “ИЖ-10”
4. Калинин А. К. – мотоцикл “Ява-350”
5. Уланов А. П. – автомашина «Волга» М-21
6. Пиндюрин Ф. С. – автомашина «Волга» М-21
7. Плотников Д. В. – автомашина ГАЗ-51(Техпомощь)

Спутники-пассажиры: Котов В. В., Уланова В. К., Казанцев П. Ф.

Кинооператоры: Ковердяев В. А., Поклонов М. А.

Бийская команда выдвинулась после проводов и торжественных речей руководителей ДОСААФ от площади у театра.
П.Казанцев вел дневник все время пути, находясь в составе экипажа автомобиля М-21 “Волга” АЛБ 36-77.

Вот некоторые отрывки из его записей (всего они составляли около 90 страниц):

3-й день.

“Инцидент на карантине (была эпидемия ящура и некоторые территории оказались в карантинной зоне, ехать через них было проблематично прим ред). Кинооператоры пригрозили милиционеру снять его на кино. Он вытащил револьвер и приказал садиться в машину и ехать в милицию. Я проявил «деревенскую привычку растаскивать спорящих», на что мне совершенно справедливо указал Ф.С. Постараюсь в будущем не вмешиваться”.

“На наших машинах эмблемы флажки, надписи “Бийск–Одесса”. Многие читают, смотрят. В деревнях делают вывод: “Это – артисты”.

“Мангазерка. Два озерка. У одного из них остановились на ночлег. Подъехал Плотников и сообщил, что он забрал удостоверение у пьяного работника милиции. Ожидаем нашествие из деревни. За удостоверением позднее приехали трезвые милиционеры”.

7-й день:

“Началась Тюменская область. Плохая дорога.
Карантин. Старик пошел будить начальство. Пришло начальство. Не пускает. Позвонили в село дежурному милиции. Тот тоже “не имеет права”.
– Завтра придете в село, получите пропуск и поедете, а сейчас отдохните.
Так не плохо закончился этот день.Счетчик 297 км. Проехали 275 км. От дома 1366 км”.

8-й день

“Подъем. На этом же посту оказалась “Волга”, идущая по маршруту “Камчатка – Москва – Камчатка”. Мы их видели на почтамте в Омске. Ф.С. и водитель-камчадал ушли в Аббатское за пропуском. Это – 2 км от поста!
Уехавший в Аббатское милиционер приехал и сообщил, что движение закрыто. На посту набралось 9 человек. Такого еще не встречал! Пост на 277 км от Омска. Милиция из Ленинского района Тюмени. Фотографировал пост. Милиционеры боятся фотографироваться.

Гадко пообедали в столовой. Дождались председателя райисполкома (предри-ка). Долго ждали его в приемной. Только после окончания рабочего дня удалось ворваться в его кабинет. Задержанными оказались всего три транзитных “Волги”. Местные машины ездят во все направлениях за пивом, за секретарем парткома соседнего совхоза, за баранами. Интересная операция была проделана с баранами. Бараны племенные. Они срочно потребовались! Поэтому привезли в машине ГАЗ-69 до своротка. С другой стороны подпятили ГАЗ-51, перекидали баранов из одной машины в другую и увезли. Машина ГА3-69 вся заразная, а бараны хоть бы что. Какие-то чистые бараны!? Приехавшего секретаря п/о увезли обратно. За предриком и секретарем райкома машина ходила в Ишим. Правда, машину ГАЗ-69 дважды облили снаружи и внутри. Местные машины пошли известными им объездами, женщины ходили по всей степи рвали траву и носили в гурт своим могущим заболеть от занесенной ими заразы буренкам. Птицы летают. Ветер дует. Все местные жители шатаются где попало. Только три “Волги” и в них 7 человек не могли больше полусуток (весь световой день) двинуться с места. Бродя по селу мы непременно зацепили бы на себя ящур, если бы он был в деревне.

Они сидят на государственной магистрали, перекапывают ее, делают ловушку; заваливают бревнами, не имеют объездов, не соблюдают правил карантина. У них имеются тысячи бланков пропусков, отпечатанных в типографии, с красной надпечаткой “ТРАНЗИТ”, которыми они снабжают гонцов за пивом и лохматых, но “чистых” баранов. Транзит – это мы. А нас не пускают.

После долгих уговоров предрик дал команду главветврачу распоряжение пропустить нас.

Ни пропуска, ни записки не дали. Просто позвонили на пост и разрешили пропустить: мы не успели дойти до карантина. Машины подошли к мосту. В одной из машин ехал милиционер, который должен был подтвердить на выезде, что мы едем не самовольно. Это не помешало сидевшим там пьяным милиционерам не пустить нас. Кое-как удалось их уговорить. Пропустили”.

10-й день.

“Белоярское. Высадили Пашку – мальчика лет десяти, который показывал нам выезд из Богдановича. Он предотвратил блуждания на выезде и потерю въезда на асфальт. Один ездил к бабушке. Когда ему был год, от них ушел отец. Есть еще два брата. Хороший мальчик”.

12-й день. Пермь.

“Отдых на р. Очер. Сфотографировали браконьеров с сетью. Переезд через реку на лошади.
Ф.С. поспал. Я – помылся, побрился. Солнце село. Теперь хорошо ехать.
Разговор с мужчиной на другом берегу речки
– На юг или с юга?
– На юг пока. А вы ездили на юг?
– Ездили.
– Какой дорогой? Какова дорога до Волгограда?
– А вы откуда едете? Из Свердловска?
– С Алтая.
– Тогда проедете”.

13-й день.

“Не успели к концу рабочего дня заведующей заправочной. Подождать 15 минут она не согласилась. Ф. С. ищет бензин у шоферов и в машинах на территории РТС. Ни у кого нет. Один колхозный шофер, ремонтировавший машину, дал 20 литров бензина А-66 за 1 рубль”.

14-й день.

“…видели, как велосипедист сбил мальчишку. Получилось довольно удачно, не сильно. Прошедший парень заявил: “Лезут под машину, давишь их каждый день…”.

16-й день. Перед Москвой.

“Ока. Загорание. Мы с Ф.С. белые. Если придется появиться на море, то могут испугаться нас. По Оке плывет мазут и шкурки личинок каких-то насекомых. Мазут – сплошным толстым слоем. Личинки – с небольшими перерывами. Купаться неприятно. Но еще можно. Вот р. Москва, совсем мыльная, “срамная”.

“Поиски газ-воды. В усадьбе Ясная Поляна встретили одного прохиндея, путешествующего на мотороллере, проехавшего 7000 км. Он побывал в Москве, Питере на Черной речке и в Мавзолее. Его личную библиотеку посещают из других городов. Брокгауз и Ефрон, полное издание Л.Н. Толстого. На ходу уснул и упал со своей «табуретки», ободрал весь портрет. Рваным портретом вызвал подозрение милиции. Пострадал за политику: написал порнографический памфлет… на Хрущева. Отсидел в одиночке 18 суток. 2 обыска. Нашли два альбома антисоветских стихов (антихрущевских). В пяти школах перестраивали обучение из-за него. На всю Украину шум был… В общем, семь верст до небес… И в заключение: «У вас, наверное, магнитофон – запишите мои речи»… В общем, шурупы не все, поэтому и падает на ходу”.

“Встретили перевернутый фургон. Перевернулся два дня назад в 5 утра. Он ездил по этой дороге зимой. Знал, что здесь есть поворот. Но поворот сделали еще круче, а на старой дороге повесили «кирпич». Скорость для более крутого поворота оказалась излишней. Шофер цел”.

18-й день. Перед Харьковом.

“Милиционер пригласил остановиться. Предупредил нас, что ездить посередине дороги нельзя, т.к. при неожиданном появлении встречных, при быстром переходе на свою сторону с середины можно закувыркаться. Пообещали исправиться, поблагодарили, он разрешил ехать. Что бы он сказал, увидев нас на левой стороне?”

19-й день.

“Вчера ехали по местам боевой славы. Ф.С. рассказывал, как он воевал. Перечислял даты сдачи и взятия разных городов. Ночью я видел сон. Мы – в районе Кемерово. Объявили: «Война». Атомные бомбы «сброшены» на Бийск и Барнаул: там видны яркие зарева. Здесь люди мечутся: ждут взрыва. Проснулся. Яркий свет утра бьет в глаза: атомных бомб не было. Это хорошо, но неприятное впечатление осталось”.

20-й день. Финиш.

“Город – герой – Одесса. Наши сидят у ворот Одессы. Приехали позавчера в 7 часов вечера. Подошел сопровождающий. Едем в город.
18 км по городу. Много людей:
– Бийск: это да!
– Бийск – Одесса… Боже…
– Это называется: делать нечего…

Итак, близко финиш. Все живы, здоровы. Улановы обрадовались нашему приезду. Их тут терроризировали Жора и кинокорреспонденты.

Финиш. Встали на открытом месте. в 300 м от моря на другой стороне Одессы, в районе Черноморка в туристическом лагере «Рассвет». Говорят, что хуже этого места в Одессе нет. Написал отчет. Сдали. Получается зачетное число около 48000. У москвичей и еще кого-то – больше”.

22-й день.

“Подведение итогов соревнования. Первое абсолютное ме¬сто по количеству набранных очков и проделанной работе завоевала команда Навои: 118944 очка. Подарили фотоальбом. Второе место Челябинск – 98000 очков. Третье – Харьков 87474 очка. Четвертое – Москва 62726 очков (подарили фотоальбом). Пятое – Воронеж 52920 очков. Шестое – Бийск 48230 очков. Седьмое – Ленинград 39970 очков. Восьмое – Куйбышев, далее – Балаково, Пенза, Подольск, Петропавловск (Казахстан), Краснодар, Майкоп, Клайпеда, Киев, Дубна, Славянск, Пермь, Калуга, Алма-Ата (личное), Красноярск (личное), Новосибирск (личное), Казань (личное), двадцать пятое место – Ташкент и другие.

10-го прибыли 8 экипажей. В зачет не вошли.

Итого: 22 команды и 36 – в личном зачете. Из них 29 мотоциклов и 7 автомобилей.

Мотоциклы:

1-е личное, Нововоронеж, Коноплев 15000 очков;
2-е личное, Новосибирск, Труфановы;
3-е личное, Харьков, Казаченко.

Автомобилисты:

1-е личное, Пятигорск, Калягин 8723 очка;
2-е личное, Свердловск (обл.), Постоляко 6785 очков;
3-е личное, Алма-Ата, Ильенко 8000 очков.
«Москвич», Шулятьев, самый старший – 64 года.
Навои, Карандашова, женщина.

Из Перми на мотовелосипедах 3 человека: 17, 18 и 19 лет – 2200 км. Один из них три дня подряд спит.

– Молодцы! Молодцы! Молодцы! – приветствовали их собравшиеся. За фигурное вождение мотоцикла – Навои, Челябинск, Калуга. Почетная грамота председателю оргкомитета Сергею Сергеевичу; Почетная грамота тренеру по фигурному катанию.
Челябинцы вручили кусок брони пограничникам. Пограничники пообещали «высоко нести славу отцов и детей».

На финиш пришли 480 человек, их них мототуристов – 229, автотуристов – 32; водителей – 261 и пассажиров – 219 человек”.

В Бийский городской комитет Коммунистической Партии Советского Союза было отправлено сообщение:

«Письмо-телеграмма. Бийск Алтайского Горком КПСС. Одиннадцатого подведение итогов соревнования. Одессу пришли команды двадцати двух городов. Всего 480 человек. Первое место город Навои. Следующие места Челябинск, Харьков, Москва, Воронеж, Бийск, Ленинград, Куйбышев. Шестым местом довольны. Начинаем возвращение Крым, Кавказ, Средняя Азия без кинооператоров. Все здоровы. Пиндюрин. Казанцев».

Фото П. Кузнецова.

Поделиться в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *