Бийская семья стала заводчиком сибирских хаски

Среди множества известных зимних забав не таким уж экстравагантным в наши дни является катание на собачьих упряжках. Но я не предполагала, что простой интерес к тому, где можно примерить на себя роль погонщика, обернется невероятно интересным рассказом известных бийских заводчиков хаски о семье, собаках и спорте.

Говорят, хозяин похож на своего питомца. Когда я спросила Оксану Зябрину, заводчика сибирских хаски, владелицу питомника «Горный хрусталь Алтая», что роднит ее с такими породами собак, как хаски и сиба-ину, она ответила:

— Я не знаю, что роднит нас. Но знаю, что любим мы эти две породы за их независимый характер. И хаски и сиба — лайкоиды, и как все лайки очень самостоятельны и подвижны.

— Когда вы приобретали свою первую собаку, вы тогда думали о разведении?

— Когда хаски появились в нашей семье, про разведение мыслей не было, первый интерес был – упряжка. Мы покупали собак в разных городах, тренировали и выступали на соревнованиях. Первый помет появился у нас в 2011 году, когда нашим старшим собакам было уже больше трех лет.

Вторая порода нашего питомника – сиба-ину. Эти собаки привезены из самых известных питомников России с целью разведения этой породы в Сибири. Наша Маруся была второй сиба, привезенной в наш регион.

Фото Оксаны Зябриной. Щенки сиба-ину.

— Почему в компанию хаски вы решили взять сиба-ину?

— Сиба — японская лайка ростом не более 40 см в холке. Собака очень удобна для содержания в квартире, быть любителем собак и не иметь собаку в доме я не смогла, поэтому и появилась сиба. Привычка заниматься собаками не дала спокойно жить и рыжикам. Все наши сибы посещают выставки, все титулованы, все Чемпионы России, Юные Чемпионы России, Чемпионы РКФ. У молодых собак выставочная карьера еще продолжается.

Сергей и Елена Жданкины со своей собакой хаски Эльби аксуру, рожденной в питомнике «Горный хрусталь Алтая». Фото Екатерины Исуповой.

А вот о том, как все начиналось, вспоминает дочь Оксаны и Андрея Зябриных Елена Жданкина:

 

Чудо с голубыми глазами

«…… а с вами был Иван Затевахин «Диалоги о животных» — последнее, что я слышала до папиного возгласа «Я придумал!!!». Мой папа — большой выдумщик, его голова – генератор нестандартных идей, полгода назад он придумал построить домик в горах и уже начал строительство. Мы с мамой быстро выбежали из своих комнат послушать нашего фантазера.

— Давайте заведем собаку хаску-лайку с голубыми глазами, — кричал папа, размахивая руками.
— Нет такой породы, — сказала мама. Она открыла книжный шкаф и достала энциклопедию «Собаки». Сибирский хаски – вот как правильно называется порода. Сибирский хаски — порода собак, специализированная, зарегистрированная американскими кинологами в 30-х годах 20 века как ездовая собака, полученная от аборигенных собак с русского Дальнего Востока, в основном с Анадыря, Колымы, Камчатки….

Ключевыми словами для нас стали «ездовая собака» и, конечно же, «голубые глаза». Семейный совет проголосовал «за» нового члена семьи и начались поиски щеночка. Мои родители, современные молодые 35-летние тогда люди, жившие в центре Бийска на 4-м этаже, решили завести ездовую собаку! Через пару месяцев в нашей квартире уже хозяйничала красотка Эмми с голубыми глазами.
Очень живая, веселая собачка очаровала всю нашу семью. Одновременно с этим внесла много забот и тревог. Так как я была школьницей, вся забота об Эмми легла на мои плечи. Чтобы было интересней гулять, я придумала игру: мы ходили с ней по дорожкам парка на поводке, поворачивая по ним в разные стороны, при этом я называла направление «лево», «право». Через пару недель моя Эммочка безошибочно поворачивала по команде, это умение высоко оценили мои родители, когда Эмми встала в нашу упряжку.

 

Первые тренировки с хаски
Андрей и Оксана Зябрины. Фото Алексея Степанова.

«Упряжка…. Упряжка… Упряжка». Как заклинание звучало это слово в нашей семье. Теперь уже мама методично готовила папу к покупке второй собаки, а точнее, кобеля хаски. Красавец Оскар приехал к нам из Новосибирска. Наша мини стая быстро сложилась в дружную семью: наши щенки вместе спали, вместе питались и хулиганили уже в два раза больше. Прогулки с двумя собаками стали более динамичными. Щенки бегали, играли, развивались физически, узнавали мир.

С наступлением осени наши малыши уже поменяли зубы, окрепли, стали требовать уже другого внимания — более продолжительных прогулок и физических нагрузок. Ведь хаски — ездовая собака. Закончилась жара — самое время начать тренировки. К этому моменту мы уже знали, что существует ездовой спорт — вид спорта, в котором спортсмены соревнуются между собой на снежной или грунтовой трассе, используя специальный спортивный инвентарь (лыжи, пулку, нарту, велосипед, упряжь) и тягловую силу собак. И мы решили сделать из наших хаски настоящих ездовых собак.

Первые тренировки для щенков мы в семье называем «набегиванием» — цепляем потяг себе на специальный пояс для каникроса и бежим со щенком, позволяя ему опередить себя. Важно похвалить собак за старание, вообще, работая с хаски, мы никогда не скупимся на похвалу, сделал правильно — получи комплимент, прекратил ненужные действия — получи похвалу вдвойне, собаки любят, когда ими восхищаются. Любая совместная деятельность с хаски должна основываться на позитивных нотах, если у вас плохое настроение или сегодня вы не в силах сдерживать свое раздражение, на тренировки лучше не ездить, мы считаем, что тренировка для наших собак должна быть радостью, они должны испытывать удовольствие от общения с нами.

Мы начинали тренировки с 200 метров, каждый раз увеличивая расстояние на 50-100м, три раза в неделю, таким образом, наши щенки тренируют свое сердце, мышцы и легкие и мозги. Когда щенки «набегались», мы сели на велосипеды, собаки уверенно лидировали впереди и даже тянули пассажира.
Когда выпал снег, папа соорудил некое подобие нарты, и наши собаки несли нас уже по заснеженным дорожкам.

Фото Алексея Степанова

 

Первые победы в профессиональном спорте

Заядлым собачникам знаком термин «хомячковая болезнь», это, другими словами, жадность на собак, купил хаски — хочется еще и еще, данный вирус попал и в нашу семью. Мы дозрели до третьей собаки. Черная кареглазая Ника прилетела к нам из Волгограда в возрасте 5 мес. Период адаптации для Ники пролетел очень быстро, и Ника отправилась на коллективную тренировку. Ставить новичка в сложившуюся команду — в нашем случае уже была бегающая пара Оскара и Эмми — необходимо только после индивидуальных тренировок. Ника прошла курс «набегивания», получив нужную физическую форму. Обучить неопытную собаку бегать в упряжке гораздо проще, имея обученных собак. Наша Ника побежала, глядя на Эмми и Оскара, подражая их действиям. У хаски в крови бежать и тянуть.

Время бежало, наша семья переехала в частный дом, тем самым обострив «хомячковую болезнь»: у нас уже жили 6 сибирских хаски.

В 2010 году в Сибири зародился ездовой спорт. В Новосибирске проходят первые соревнования по ездовому спорту, мои родители, имея четырех сбеганных собак, не решаются участвовать. Мама стесняется и боится, папа просто молчит. Тогда я начинаю массированную атаку, убеждаю, что нужно поучаствовать, ведь главное — участие! И 8 марта наша упряжка приходит на финиш первой! Вся семья, все близкие и друзья, которые молча крутили у виска, видя увлечение родителей, пишут и звонят, поздравляют и начинают нами гордиться! Наша упряжка неоднократно становится лучшей упряжкой. И пошло-поехало…

Тренировки становятся более профессиональными, более длительными. Мы часто меняем трассы, тренируемся на рельефе, в полях, тренируемся на упряжках разного состава.

 

Развитие ездового спорта в Сибири

Не даром говорят: «жадность фраера погубит», количество наших собак перевалило за отметку 17 голов. Остро встала проблема перевозки такого количества спортсменов. Семейный совет решил менять минивэн на большой пикап с прицепом. Семья стала перемещаться на любую гонку или тренировку полным составом. Одна проблема — не стало места для меня, как-то поменялись приоритеты в нашей семье, вся жизнь закружилась вокруг собак. И, как волонтер-помощник, я стала перемещаться за семьей с попутчиками.

Ухаживать и тренировать такое поголовье стало сложнее, папа-предприниматель меняет торговую деятельность на туристическую, мама преподавательскую деятельность в учебном заведении — на частные уроки. У родителей появилось больше времени на тренировки и стали они практиковать дальние переходы по полям и лесам под Бийском вдвоем на упряжке из 14 собак.

Поголовье сибирских хаски в Сибири растет, соревнования начинают проводиться в разных городах региона. Наша команда успешно выступает на всех гонках. Мама, Оксана Зябрина, становится самым опытным каюром региона, стартует на наших собаках в разных классах. Наши собаки самые титулованные в плане спортивных достижений 2010-2014 года. После травмы мама перестала участвовать в спринтах, на упряжку пересел папа, а он у нас ездит «неспеша». В 2011 родители совместно с владельцами большого питомника в Барнауле Юлией и Сергеем Бочарниковыми регистрируют Алтайскую спортивную Федерацию ездового спорта. Увлечение наших семей переходит в развитие ездового спорта в Сибири. Федерация проводит спринтерские гонки, юниорские и детские. Среди них такие соревнования, как «Стрела Ульгеня», которые стали этапами кубка Сибири, «Беловодье 12», «Алтай Тярыш» и мероприятия нового формата – путешествия на собачьих упряжках по Горному Алтаю «Алтай Джол».

Сейчас все силы нашей семьи положены на развитие нового направления спорта с собаками — это длинные дистанции по сложным трассам с большим перепадом высот по Алтаю. Папа, Андрей Зябрин, летом проходит местность ногами, потом тропит по снегу, а уж только после этого запрягает упряжку и пробует силы собак. Собаки нашего питомника «Горный Хрусталь Алтая» отличаются устойчивой психикой, крупными размерами, не выходящими за пределы стандарта, развитой мускулатурой, веселым нравом.

 

Жизнь, наполненная радостью

Мы очень благодарны нашим заводчикам, у которых мы приобретали наших собак. Мама со всеми поддерживает общение, после каждой победы звонит и пишет в питомники России со словами благодарности за наших собак.

Вокруг родителей много единомышленников и друзей, они просто фонтанируют идеями о проведении мероприятий, маме звонят и пишут владельцы наших щенков, всегда получая совет и ответ на любой вопрос. Будучи помладше, я ловила себя на ревности, мол, родители любят собак больше меня. Заставка на телефоне у мамы — не моя фотография, а бегущая упряжка.

Сейчас я понимаю, что собаки — это их жизнь, перевернутая на 180 градусов жизнь обычной городской семьи. Сейчас в семье не обсуждается покупка нового дивана или цвет обоев, сейчас обсуждаются места проведения очередной гонки или путешествия, из какого питомника привезти молодое пополнение, сколько все же нужно положить соли в кашу, и на кого больше похож щенок, живущий в Хабаровске, на Нику или Оскара. Бывает, сижу я в сторонке, улыбаюсь и слушаю, и нет у меня желания сказать им: «Эй, родители, я приехала на выходные, я тут!». Я вижу какой наполненной жизнью они живут, радуюсь за них».

Фото Алексея Степанова

Супруги Зябрины сейчас заняты подготовкой к ответственным соревнованиям: в феврале в крае пройдут гонки «По седому Алтаю». В упряжках собаки будут преодолевать дистанции в двадцать пять и пятьдесят километров.

В публикации использованы фотографии  Вероники Репиной, Екатерины Исуповой, Оксаны Зябриной и Алексея Степанова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.