Анатолий Цапко — о истории Бийского железнодорожного вокзала

Бийскому железнодорожному вокзалу – более ста лет. Но, если спросить бийчан, что они знают о вокзале, самым распространенным ответом наверняка станет — «вокзал тупиковой станции». Действительно, станция Бийск является конечной на линии от узловой станции Алтайская. Но этим фактом не ограничивается биография Бийского железнодорожного вокзала.

Приводим текст статьи старшего научного сотрудника Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки Анатолия Ивановича Цапко.

«В начале ХХ столетия с пуском колесной дороги от г. Бийска до Монголии торговые отношения значительно улучшились, но купцы понимали, что для доставки крупных партий товаров необходима железная дорога до Новониколаевска (ныне Новосибирск – прим. редакции). Некоторые предприниматели (Морозов и др.) выходили из положения, используя водный транспорт. Однако он действовал только в определенный период времени, в то время как железная дорога могла решить многие проблемы.

В 1909 г. Бийская городская Дума рассмотрела вопрос о строительстве железной дороги, и началась работа по согласованию с государственными ведомствами. Следует отметить, что государство в свою очередь поддержало инициативу бийчан, учитывая расширение торговли с Монголией и надвигавшуюся Первую мировую войну.

Здание вокзала в г. Бийске было заложено 25 мая 1914 г., а к декабрю строительные работы были уже завершены. Вокзал представлял собой небольшое одноэтажное здание, в котором располагались билетные кассы, кабинеты дежурного и начальника железнодорожной станции. Оно даже не могло вместить всех пассажиров, тем более встречающих и провожающих.

В середине 1950-х гг. была произведена реконструкция вокзала – надстроили второй этаж и правое крыло. Это привело к усилению нагрузки на фундамент, что при природных катаклизмах было опасно. Поэтому с середины 1970-х гг. начинаются переговоры с управлением Западно — Сибирской железной дороги по созданию проекта нового вокзала. Затем шло документальное его оформление, но финансирование вскоре было прекращено.

Летом 1971 г. на бийском вокзале В.М. Шукшин вместе с оператором Анатолием Заболоцким снимал эпизоды фильма «Печки-лавочки». Это стало важным событием в культурной жизни города. Дежурные по вокзалу, сотрудники транспортной полиции, билетные кассиры на время стали актерами. Многие и сейчас вспоминают знаменитого писателя-земляка и, конечно, себя в эпизодах фильма.

25 июля 1991 г. на здании вокзала была открыта мемориальная доска с барельефом Василия Макаровича.

Вокзал г. Бийска встречал и провожал многих известных людей. Среди них Александр Солженицын, Михаил Евдокимов, Владимир Жириновский, Валерий Золотухин.

1 июля 1995 г. вокзал был выведен из подчинения железнодорожной станции и вошел в состав Алтайской дирекции по обслуживанию пассажиров Западно — Сибирской железной дороги. Капитальный ремонт 1995-1997 гг. значительно улучшил состояние внутренних помещений. Зал ожидания, кассовый зал были облицованы белым и красным мрамором. Изменился фасад здания и перрон.

1 октября 2003 г. все вокзалы Алтайской дирекции вошли в состав Западно — Сибирской дирекции по обслуживанию пассажиров, которая в свою очередь с 1 апреля 2007 г. стала структурным подразделением дирекции железнодорожных вокзалов ОАО РЖД (Москва).

Прошло 10 лет с момента капитального ремонта: крыша здания требовала замены, а во время землетрясения в Горном Алтае треснул фундамент здания. Проект капитального ремонта вылился в огромную сумму, поэтому дирекция приняла решение провести реконструкцию вокзала.

5 сентября 2009 г. новый вокзал был сдан в эксплуатацию».

Пропускная способность станции – более 1000 пассажиров в сутки. Станция является грузовой. Относится к Алтайскому отделению Западно — Сибирской железной дороги.

Поделиться в социальных сетях:

[SvenSoftSocialShareButtons]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.