Татьяна Дедова: «Войлок — словно глина для меня»

Наша сегодняшняя героиня — человек скромный, не публичный. Даже на это интервью она согласилась не с первого раза. Повышенное внимание – не для нее. Будучи признанным мастером, о своем хобби, как она сама это называет, не желает распространяться даже в среде коллег. Татьяна Дедова предпочитает не смешивать работу в трамвайном управлении, семейную жизнь и творчество. Но, глядя на ее изделия, думаешь, что скромность тут совершенно не оправдана.

Итак, она звалась Татьяна. Мастер по войлоку, чьи работы – яркое украшение многочисленных выставок, ярмарок и, безусловно, гардеробов российских и зарубежных модниц.

Несмотря на некоторую закрытость, в беседе Татьяна показалась мне человеком очень открытым, искренним, мы довольно легко перешли на «ты».

— Татьяна, кем ты работаешь в трамвайном управлении и как оно возникло в твоей жизни?

— В 96-м году всем, и мне в том числе, тяжеловато жить было, я пошла работать кондуктором трамвая. Потом отучилась на водителя и 12 лет водила трамваи по улицам города. А сейчас тружусь электромонтером тяговой подстанции, слежу за оборудованием, чтобы напряжение шло на контактную сеть. В случае сбоя я должна быстро и правильно все привести в работу.

— Как творчество присутствовало в твоей жизни до того, как ты стала профессиональным мастером? И как ты пришла к серьезному увлечению валянием?

— Мне всегда нравилась такая одежда, которая выделяет женщину издалека. Первый раз я увидела войлок в Белокурихе. На женщине было пальто из войлока, а я все гадала и не могла понять, из чего же оно сделано. Хотелось что-то такое для себя. В магазинах тогда особого выбора не было: все китайское и однотипное. С детства же я привыкла немного к другому. Мама нас с сестрой обвязывала и обшивала, у нас всегда были интересные вещи. Очень своеобразно нас мама одевала (смеется). Поэтому, наверное, есть у меня тяга к творчеству, да и руками всегда нравилось что-то делать. Меня, например, никогда не устраивали просто шторки, к ним обязательно нужно было какие-то рюшечки пришить.

И, конечно, я искала дополнительный заработок, что уж душой кривить. Зарплата у водителя трамвая скромная. Я мечтала заниматься любимым делом. Мне работа моя нравилась, но казалось, что дальше расти некуда, хотелось чего-то большего и интересного в жизни. Так, в первую очередь выбор пал на одежду.

А вообще, женщины испокон веков занимались рукоделием, не называя это творчеством. И мама, и моя бабушка занимались шитьем, вязанием, ткали дорожки.

— Почему же именно войлок, а не шитье или вязание?

— Войлок – словно глина для меня. Благодаря сцепляющимся между собой волокнам из войлока можно вылепить изделие любой формы: от знакомых всем валенок, тапочек и шапок до таких интерьерных вещей, как люстра, например. При работе с войлоком у мастера безграничные возможности. Это очень полноценный материал, даже подклад к вещам из войлока не нужен. Он уникальный: теплый, легкий, дышащий, без запаха. Сколько лет занимаюсь, бывает, устаю или настроение плохое, а начну работать с войлоком, и легче становится. Но сейчас мне много приходится учиться работать с другими материалами (требуется пришить, подвязать какой-то элемент одежды). Если ты хочешь что-то новое сделать – нужно обязательно учиться. Так происходит твой рост.

— Сейчас очень много людей обращаются к занятиям творчеством. Чем, на твой взгляд, вызван такой бум и интерес среди любителей к рукоделию?

— Думаю, в первую очередь, они тянутся к чему-то хорошему, духовному, ищут себя. Люди сейчас насколько много работают, многие в кредитах, как-то же надо отвлекаться и отдыхать. Мне кажется, творчество в этом смысле ничем не заменить. Ну и многое доступнее стало: материалы, обучающая информация. Когда 5 лет назад я начинала заниматься, не было вообще никакой информации. Если найдешь мастер-класс, то очень далеко, нужно было в Москву, Питер или Томск ехать. Я — самоучка, своим умом доходила, как делать выкройки, построение. Опытным путем узнавала, как шерсть садится, как ее можно посадить так, чтобы она приняла нужную форму. Сейчас в этом плане лучше, удобнее. А еще это своего рода медитация. Когда я раскладываю шерсть, то в голове крутятся мысли о каких-то проблемах, а потом они сходят на нет, словно бы решились сами в процессе работы. Это одна из причин занятия творчеством, кстати, — возможность побыть наедине с собой. В моем случае это еще и цветотерапия. Но творчество — это не всегда рукоделие. Оно и не всем людям дано. Творческий человек может творчески относиться к своей профессии, будь то бухгалтер, руководитель, продавец.

— Возвращаясь к рукоделию, бийский рынок материалов для валяния удовлетворяет запросы профессионала?

— Нет, не удовлетворяет. Новичка или тех, кто недавно занимается – да, т.е. шерсти много, расцветки разные, но качество шерсти не настолько хорошее. Из нее можно сделать тапочки, сумки и верхнюю одежду. Если делать более тонкие вещи, как летние туники, например, эта шерсть не подходит. Как правило, заказываем итальянскую шерсть. Но все равно, даже если сравнить с позапрошлым годом, ассортимент очень богатый. Для людей, которые только начинают заниматься, это просто подарок: и вискоза, и различные волокна, богатая цветовая гамма. Вот бы мне все это 5 лет назад…

— А как долго ты уже занимаешься валянием?

— Занимаюсь основательно 5 лет, первые 2 года я не считаю, там были непостоянные попытки. Из них три года вплотную занимаюсь верхней одеждой. Первые два года валяла тапочки, сумки, палантины. Но в итоге все-таки я остановилась на одежде.

— Не думала полностью сосредоточиться на валянии и оставить работу?

— Конечно, хочу больше времени уделять творчеству, но валяние — это тяжелый физический труд. Отражается и на спине, на руках. Заниматься полностью валянием мне кажется сейчас неправильным. Если человек может совмещать и то, и другое, то почему должен уходить с работы.

— Дома твое увлечение поддерживают?

— Конечно, без этого невозможно бы было. Муж очень поддерживает. Возит меня на выставки и ярмарки, которые проходят в разных городах. Говорят, по-настоящему близкий человек будет заинтересован в твоем развитии. Я два года занималась тапочками, все это время муж убеждал переходить на одежду, подталкивал меня, говорил, надо расти.

— Когда ты говорила, что разделяешь творчество и семейную жизнь, что ты имела в виду?

— Я, наверное, немного старомодная, но считаю, что мое дело не должно отражаться на семье. Мое хобби и общение с мужем — две разные вещи, я их разделяю. Я занимаюсь своим делом до его прихода, а потом мы проводим время вместе. Если он пришел с работы, а я буду жужжать машинкой, это, мне кажется, какое-то неуважение к близкому человеку, который, тем более, поддерживает тебя.

— Про себя ты говоришь, что ты человек скорее закулисный, застенчивый. Как же тебе удается заниматься такой необходимой составляющей, как продажа своих изделий, разговоры о цене?

— Мне ничего делать не приходится. Как правило, люди, которые подходят к таким вещам, говорят о самой вещи, о творчестве, но не о цене. Люди, которые покупают наши изделия, ценят ручную работу, и никогда не скажут, что это дорого. Они знают, сколько стоит такая работа. Сколько в нее вложено. Они подходят и покупают, даже не торгуются. Одна женщина на ярмарке как-то даже категорично сказала, что торговаться с человеком, который делает своими руками – это унижает и мастера, и человека, который покупает.

— Где и кому ты продаешь свои изделия?

— Скажу сразу, что я не любитель продавать по интернету. Потому что такие вещи человек должен потрогать, померить. По интернету даже хорошая фотография не передаст точный цвет и прочие мелочи. Такие вещи по интернету продавать – неправильно. Я хочу, чтобы мои работы радовали человека, подходили ему.

В основном продаю на ярмарках в Чемале, Белокурихе, Барнауле, сейчас готовлюсь к новогодней ярмарке в Новосибирске.

Основные покупатели — из Санкт-Петербурга, Москвы, Европы и, как ни удивительно, — из Кузбасса. Они очень активны в последние 2 года.

— Знаешь, я много наблюдаю горожан, одетых в темную, серую, черную верхнюю одежду. Твои же работы очень яркие, что за люди покупают твою одежду?

— Я считаю, что люди сейчас загружены работой, кредитами, заботами. Люди разучились просто жить, радоваться жизни. С близкими все хорошо – уже надо порадоваться. У тебя есть работа – уже надо порадоваться, на улице хорошая погода или дождик – надо порадоваться.

Что касается покупателей, я думаю, что ценители ручной работы любят жизнь. Как правило, это энергичные люди. Когда с ними начинаешь разговаривать, они на жизнь никогда не жалуются, даже если есть какая-то загруженность. У этих людей всегда есть планы, свои увлечения.

Интересно, что очень много мужчин ценят ручную работу, именно одежду. Я была поражена этому. Мужчины проходят со своими спутницами и первыми обращают внимание. Вот думаю что-то создать для мужчин.

— Скажи, а спустя какое время ты себя впервые похвалила за работу?

— Это очень редко бывает. Я в этом отношении такая самоедка. Даже если вокруг все люди говорят, что работа сделана качественно, я-то знаю, как она рождалась у меня, и что есть работы лучше. Я вроде бы довольна, но потом начинаются мысли: вот здесь бы ты могла сделать лучше, ткань другого цвета, что-то недодумала. Не бывает такого, чтобы я своей работой была довольна полностью.

— Каждый мастер должен оставить после себя учеников. Ты передаешь кому-то свой опыт?

— У меня сейчас занимается 5 человек, это все, кто остался с времен, когда я давала мастер-классы. Они из разных городов. У меня есть ученица, Надя, которая сначала увидела мои работы, потом купила и сейчас обучается у меня. Она самоучка. Занимается 3-й год. Когда я увидела последние ее работы, просто ахнула, для меня она сейчас пример. Она рассказывала, как в свое время мои работы вдохновили ее, но сейчас ее работы вдохновляют меня. И мне кажется, когда ученик намного превосходит учителя, это самая лучшая похвала.

— Сейчас люди прочтут статью и наверняка захотят что-то заказать у тебя.

— Откровенно говоря, к заказам душа у меня не лежит. Они меня ставят в рамки. Не скажу, что рамки — это плохо. Это хорошо, человек растет в позитивных рамках, будь то нравственные или художественные рамки. Но они же и тормозят. Может быть так, что цвет и форма, которую от меня хотят, и сроки – не соответствуют моему настрою. Если бы я полностью шла на поводу у заказчика, я бы зарабатывала больше, я это понимаю, но когда приходится переступать через себя, мне некомфортно. Коммерческая составляющая, которая в свое время стала одной из причин занятия рукоделием, не стала главной. Я, наверное, все-таки свободный художник, работаю, как душа просит.

Поделиться в социальных сетях:

[SvenSoftSocialShareButtons]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.